Принятый два года назад Закон "О государственном аудите и финансовом контроле" оказался неэффективным. Об этом заявила депутат мажилиса Гульжана Карагусова, передает корреспондент LS.
Она отметила, в сфере госаудита имеется ряд системных недоработок.
"Проверки только за 2017 год увеличились в два раза. В целом, конечно, реализованные нормы закона показали положительные результаты, но, к сожалению, наряду с положительным результатом имеются отрицательные моменты. Цифры говорят, что имеются системные недоработки", - заметила спикер.
Карагусова подчеркнула, что парламентарии пытаются исправить сложившуюся ситуацию.
"Законопроект "О совершенствовании государственного аудита и финансового контроля" регламентирует оперативное взаимодействие служб госаудита и внутреннего контроля, чтобы исключить бесконечные и необоснованные проверки", - добавила она.
Мажилисмен отметила, что закон об аудите, принятый в 2015 году, показал свою неэффективность. В частности, соответствующие органы за это время так и не смогли изменить методы своей работы.
"У органов госаудита и финансового контроля еще два года назад появились новые правила и подходы при проведении контрольных мероприятий, ориентир которых должен был быть направлен на выявление причин, позволяющих предотвращать, пресекать финансовые нарушения и создавать условия для их недопущения в будущем. Однако, несмотря на то, что данный закон действует уже почти два года, к сожалению, методы работы органов госаудита пока не изменились. По-прежнему, органы госаудита осуществляют комплексную ревизию по итогам исполнения бюджета, то есть когда средства уже использованы и выявляются уже совершенные нарушения", - подчеркнула Карагусова.
По ее словам, до сих пор в отчетах правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета остается большое количество информации о суммах нарушений. При этом очень мало аналитической информации о причинах неосвоения бюджетных средств.
"Представляются только факты – сколько выделено и потрачено средств, в лучшем случае указано, на что потрачены средства. Но нет данных о конечных результатах, каков он, к чему пришли? Хотя в Бюджетном кодексе четко регламентировано, что "конечный результат" – это изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики и других отраслей государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного госоргана. К сожалению, анализа изменения состояния уровня и качества жизни населения, изменения состояния экономики, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного госоргана мы до сих пор не видим ни в отчете правительства, ни в заключении Счетного комитета", - заявила депутат.
Она также отметила, что в настоящее время органы госаудита вместо оценки и анализа эффективности использования бюджетных средств и активов государства проводят только аудит соответствия. И это в то время, когда Счетный комитет давно должен был уйти от операционного контроля и работать по-новому – проводить госаудит по всем видам – по финансовой отчетности, по эффективности и по соответствию.
Кроме того, по мнению Карагусовой, критерии эффективности использования бюджетных средств в законодательстве до сих пор остаются нечеткими и размытыми, что говорит о системных недоработках.
В свою очередь депутат Евгений Козлов предложил оценивать работу государственных аудиторов по специальному рейтингу.
"В последнее время в связи с коррупционными правонарушениями участились факты задержания работников Счетного комитета и Комитета внутреннего госаудита. Во многих странах ОЭСР как своеобразная мера стимулирования качества работы аудиторов и как антикоррупционный фактор существует рейтинг эффективности деятельности госаудиторов. Ваше мнение относительно введения такого рейтинга в нашей стране?", - обратился Козлов к министру финансов Бахыту Султанову.
Главе ведомства подобная идея понравилась. Он привел статистику - по итогам девяти месяцев текущего года шесть должностных лиц системы госаудита за поступки, дискредитирующие службу, были предупреждены о неполном соответствии, трем объявлены выговоры.
"В прошлом году мы уволили даже до уровня заместителя председателя комитета. Но это постреагирование. Вы правы в своем вопросе, такими мерами невозможно справиться с проявлениями. Поэтому мы говорили о системных мерах, вопросах превентивности. Предложенная мера о введении рейтинга - это одна из мер, которые можно принять", - согласился Султанов.