Казахстанские товары не пускают в Китай: экспортеры просят правительство о помощи

На казахстанской железной дороге скопилось 12 тыс. груженых вагонов

10 марта 2021 года

Казахстанские экспортеры просят правительство оказать содействие в разрешении ситуации с грузами на китайской границе. Они рассказали LS о своих трудностях и полученных убытках.  

Напомним, КНР закрыла границу для казахстанских грузов в одностороннем порядке из-за пандемии. При этом за февраль план перевозки выполнен только на 76%, за два месяца 2021 года – на 74%.

Однако при выходе из Китая ситуация совсем иная. По данным "КТЖ-Грузовые перевозки", в феврале Казахстан принял грузов на 10% выше плана, за два месяца этот показатель вырос к плану на 4%, к прошлому году – на 68%.

На сегодня из-за введенных китайской стороной антиковидных мер на казахстанской железной дороге скопилось 12 тыс. груженых вагонов в направлении станции "Достык". Чтобы избежать коллапса, "КТЖ-Грузовые перевозки" вводит запрет на отгрузку в направлении КНР с 1 по 31 марта на транзит грузов, с 1 по 15 марта – на перевозку всех грузов, кроме грузов контейнерных, с 1 по 20 марта 2021 года – зерновых грузов в крытых вагонах. 

Свое мнение о ситуации высказал LS советник первого вице-президента "Астык Транс" Бауыржан Шакиров.

"Мы несем транспортные убытки и нас беспокоит качество товара, простаивающего на границе. Длительное нахождение продовольственной пшеницы в мешкотаре в крытом вагоне, изменение погоды в весеннее время могут привести к полному ухудшению качества груза. По моему мнению, нужно встречаться с китайской стороной и убеждать ее принимать наши грузы в объемах, позволяющих скорейшую выгрузку и возврат наших вагонов. Если мы не хотим потерять рынок КНР, то нужно работать всем: министерству  иностранных дел, торговли и интеграции, нужно подключаться и другим заинтересованным структурам. А сегодня складывается впечатление, что никому нет дела до этой проблемы, кроме КТЖ", – возмутился он.

Шакиров добавил, что сейчас никто не может показать официальные документы, в которых указаны причины того, почему КНР не принимает грузы, особенно пшеницы в крытых вагонах.

"Мы интересовались у нашего китайского партнера COFCO ситуацией в КНР, но организация по каким-то своим причинам не может обратиться за разъяснениями к своим властям. Поэтому мы остаемся в неведении. Если все дело в мерах по защите от COVID-19, то вопрос уже решен. Есть намерение установить дезинфекционную станцию на территории РК, чтобы проводить санитарную обработку вагонов и тем самым ускорить время сдачи поездов", – пояснил он.

В свою очередь генеральный директор GREEN GOLD SKO Канат Баймухамбетов отметил, что компания экспортирует сельскохозяйственную продукцию в КНР много лет и впервые в прошлом году столкнулась с такой проблемой.

"Сейчас часть наших вагонов стоит на границе с КНР, другая половина скопилась на разных станциях Казахстана. С декабря прошлого года мы не отправили ни одного вагона. Мы обращались в местные исполнительные органы, министерство сельского хозяйства, торговли и интеграции – никаких мер поддержки не оказывается. Вопрос не решается, все разводят руками. Сложившая ситуация привела к тому, что сегодня мы стоим на грани срыва посевной компании, так как работаем напрямую с крестьянами. Берем у них товар в долг: часть денег выплачиваем сразу, а остальное – после доставки груза  на границу. Сегодня мы не знаем, чем заплатить фермерам, которые в свою очередь не смогут подготовиться к посевной", – отметил он.

По словам экспортера, реализовать свою продукцию в стране крестьяне не могут, так как внутренний рынок не готов ее принимать. К примеру, семена льна, которые не пользуется спросом в Казахстане и полностью идут на экспорт. 

"За пять лет Казахстан добился огромных успехов: третий год подряд мы занимаем первое место по объему выращивания льна. Вышли на китайский рынок и вытеснили Канаду. Сегодня наши крестьяне не могут продать свой товар, который лежит у них на складах. Кроме того, груз, простаивающий на границе, начинает портиться, в пути нельзя держать товар более двух месяцев. Наступление весны может негативно отразиться на его качестве. Есть опасность, что покупатель в КНР может вернуть товар обратно как несоответствующий заявленному качеству. Ситуация грозит банкротством многим торговым компаниям", – подчеркнул он.

Решение вопроса Баймуханов видит в проведении переговоров на высоком уровне – между главами государств.

"Необходимо создать рабочую группу на уровне премьер-министра Казахстана. По примеру России мы можем перефасовывать товар из мешков в биг-беги на нейтральный полосе. Мы готовы взять расходы на получение заключений об отсутствии COVID-19 на каждый вагон, который заходит из Казахстана в Китай", – высказался он.

Между тем своим мнением о сложившейся ситуации поделился директор департамента закупки и реализации сельхозпродукции Продовольственной  контрактной корпорации Рустам Жанатаев.

"Китай для нас рынок большой, емкий, и нужно к нему стремиться. А для этого следует развивать контейнерные перевозки, оснастить элеваторы необходимым оборудованием, чтобы зерно могли загружать в контейнеры. Сейчас большинство элеваторов не располагают такими техническими возможностями. Одновременно данный вопрос нужно прорабатывать и с Китаем. Например, наш основной покупатель зерна китайская государственная компания COFCO принимает зерно только в крытых вагонах и мешках. Требования необходимо изменить. Если мы хотим нарастить экспорт в Поднебесную, то нам необходим зерновой терминал на китайской территории. Идея его создания не новая, но перспективная для нас", – считает он.

При этом, по словам заместителя генерального директора транспортно-логистической компании "Транко" Сергея Анашкина, госорганы Казахстана и КТЖ с июня 2020 года и до сих пор не получили официальных заявлений об усилении карантинных мер на границе со стороны Китая. 

"Сейчас КНР согласовывает планы по перевозке, что говорит о его намерении принять груз, но технологически этого не происходит. Когда происходит такой сбой, логистическая цепочка становится непредсказуемой, требует оперативного решения по пересмотру торговых проектов, сроков по доставке, выбору условий и направлений перевозок. В этой ситуации бизнес оказался с проблемой практически один на один. Со стороны НПП "Атамекен", профильных ассоциаций есть поддержка, но этот вопрос уже давно требует решения на межправительственном уровне Казахстана и Китая. Необходимо это делать с точки зрения совместного формирования так называемой "мягкой инфраструктуры" для обслуживания совместных торговых потоков", – уверен он.

Суть мягкой инфраструктуры в предоставлении специализированных госуслуг, в том числе регуляторного характера и оперативного взаимодействия в межгосударственном сотрудничестве уполномоченных органов Казахстана и Китая для обеспечения торговых потоков в условиях пандемии, пояснил Анашкин.

По его словам, до сих пор данные вопросы в части продвижения грузов почему-то относят к железной дороге Казахстана, но в этой конкретной ситуации КТЖ выступает только в роли исполнителя перевозки, а ограничения и запреты и международное сотрудничество в решении сложившейся проблемы должны решать компетентные госорганы Казахстана.

"Каждое министерство – здравоохранения, торговли, сельского хозяйства – со своими китайскими коллегами должно уточнить позицию по ситуации и принять решения, которые охватят все карантинные мероприятия. Совместно с КНР утвердить регламенты, обговорить условия работы и правила перевозок на период пандемии, унифицировать санитарный контроль. Бизнес готов работать в карантинных условиях, по установленным правилам, нести дополнительные расходы на данные мероприятия, которые позволяли бы правильно планировать торговлю и перевозку", – резюмировал он.

Ранее LS писал о том, какие казахстанские товары застряли на границе с Китаем. Также сообщалось, что в "КТЖ – Грузовые перевозки" поступило 6 тыс. претензий в части неисполнения обязательств по перевозке и обслуживанию клиентов. А в МИИР ответили, что КТЖ по поступающим письмам направляет телеграммы в адрес железнодорожной администрации Китая.

Напомним, из-за карантинных мер на границе с Китаем образовалась очередь из грузовиков и вагонов. Эти ограничения, по данным НПП, не ослабят до лета.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.