Казахстанские перевозчики с турецким грузом не могут пересечь границу России. На сегодня число грузовиков составило 35. Об этом LS сообщила и.о. зампредседателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Дана Жунусова.
"Казахстанские перевозчики стоят на границе уже десятые сутки. Учитывая, что нахождение на таможенной границе автотранспортных средств ограничено временем согласно установленным нормам, перевозчики находятся на нейтральной территории", - отметила Жунусова.
Она сообщила, что на сегодня на российской границе находятся около 35 казахстанских автотранспортных средств.
"На основании данных Союза международных автомобильных перевозчиков "КазАТО" с 25 ноября текущего года 75 казахстанских грузовых автотранспортных средств, следующих из Турции в Казахстан транзитом через территорию России, не были допущены к транзитному проезду на российском участке внешней границы Евразийского экономического союза на таможенных постах "Верхний Ларс" (российско-грузинский участок границы), "Троебортное" и "Крупец" (российско-украинские участки границы)", - пояснила LS Жунусова.
В целом, по данным НПП, на 2 декабря на указанных таможенных постах скопились 74 автотранспортных средства.
Более того, она отметила, что казахстанские водители оказались в весьма затруднительном положении: неблагоприятные погодные условия, отсутствие элементарных бытовых удобств и финансовых средств для жизнеобеспечения.
Помимо этого, перевозчики несут и финансовые убытки. Только за проживание и питание водители платят от $50 до $150 в сутки. Жунусова также предоставила LS данные о других издержках перевозчиков.
"Так, при диверсификации маршрута следования транспортные расходы могут вырасти в разы. Например, предлагаемый альтернативный вариант пути для перевозчиков паромами через Каспийское море. По предварительным расчетам сборы в порту Баку составят около $1,4 тыс., сборы в порту Актау – $53. В зависимости от габаритов автотранспорта и веса груза стоимость услуг на 1 единицу автотранспорта составит $1,4 тыс-$1,6 тыс. Также не исключена финансовая нагрузка на предпринимателей в виде штрафов за срывы сроков поставок в соответствии с заключенными контрактами", - подчеркнула Жунусова.
По данным Жунусовой, перевозчики везут товары легкой промышленности, строительные материалы, бытовую технику, мебель, продукты питания и фрукты. Но конкретные объемы грузов в физическом или денежном выражении озвучить Жунусова затруднилась.
Директор департамента НПП также сообщила LS, что в решении данной ситуации принимают участие комитет государственных доходов, комитет транспорта министерства по инвестициям и развитию и НПП.
"Для отечественных перевозчиков, следующих транзитом из Турции через Россию, была предложена возможность временного использования альтернативных маршрутов с целью диверсификации пути следования. Комитетом транспорта ведутся переговоры с азербайджанской стороной по вопросу максимального снижения цены за перевозку грузов паромами в двустороннем сообщении через Каспийское море. Стоит отметить, что принятые законодательные акты России в отношении запрета ввоза санкционных товаров вступают в силу с 1 января 2016 года. В связи с этим НПП "Атамекен" направила письмо в Федеральную таможенную службу России с просьбой оказать содействие в обеспечении проезда казахстанских автотранспортных средств транзитом по территории России через указанные пункты пропуска. А также предоставить официальные разъяснения о порядке ввоза товаров с 1 января 2016 года в Казахстан из Турции транзитом по территории России", - пояснила Жунусова.
Также в целях доведения до сведения перевозчиков НПП обратилась с просьбой в Федеральную таможенную службу с просьбой представить информацию о пунктах пропуска, через которые будет разрешен ввоз подконтрольных товаров транзитом по территории России.
Кроме того, Жунусова пояснила LS, что согласно пунктам договора о ЕАЭС, Россия была обязана предупредить Евразийскую экономическую комиссию о введении данных мер. Данное обязательство Россия не исполнила.
"Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено право государств-членов в торговле с третьими странами в одностороннем порядке вводить временные экономические меры. При этом государство-член, вводящее временную меру, обязано уведомить Евразийскую экономическую комиссию о введении такой меры, о чем комиссия в свою очередь уведомляет таможенные органы остальных государств-членов союза. В данном случае российская сторона не исполнила своих обязательств по уведомлению своих контрагентов по союзу о вводимых мерах", - заключила Жунусова.
Также НПП обнародовала видеообращение казахстанских перевозчиков, которые не могут пересечь границу.