Казахстанцы предпочитают покупать в интернете одежду, технику и продукты. Аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев рассказал о предпочтениях онлайн-покупателей страны, передает LS.
Согласно исследованию компании рынка электронной коммерции страны, наиболее популярными в 2023 году были предметы одежды и обуви для взрослых: более половины всех опрошенных казахстанцев хотя бы раз приобрели их за последние 12 месяцев (58,6%). На втором месте косметика и парфюмерия (39,4%).
В топ категорий также вошли средства гигиены (29,3%), хозтовары (29,2%), смартфоны и планшеты (39,3%), электроника (24,3%), мелкая бытовая техника для кухни (22,4%), компьютеры и ноутбуки (20,7%). Также популярными оказались билеты – на транспорт (32,9%) и мероприятия (22,6%).
Минимум два-три раза в месяц или чаще казахстанцы приобретают товары поседневного потербления: продукты питания (55,3%), средства личной гигиены (32%), хозтовары, бытовая химия и посуда (23,7%). Также в списке есть одежда и обувь для взрослых (30,5%).
Наиболее активны в маркетплейсах молодежь 16-24 лет и люди с высоким доходом (покупки два-три раза в месяц). Раз в полгода и реже приобретают что-то в интернете люди с низкими доходами и 45-55 лет.
Раз в год и меньше приобретают электронику (43,8% опрошенных), мелкую бытовую технику (44,6%), компьютеры и ноутбуки (53,5%), смартфоны и другие гаджеты (18,5%).
Вместе с тем опрошенные казахстанцы выбирают сайт и приложение по удобству, возможности покупать в любое время в любом месте, поиску наиболее выгодных цен, ассортименту.
В 83,6% пользователи читают отзывы о товарах, в 69% сравнивают цены, в 59,7% просматривают фотографии. Немаловажны в данном вопросе ориентировочная стоимость (33,9% опрошенных сравнивают цены), подробное описание характеристик (31,1%), отслеживание скидки на желаемый продукт (27,3%), непосредственно выбор самого интернет-магазина, в котором будет приобретаться вещь или услуга (26,2%), сравнение похожих товаров (23,5%), поиск информации о способах и стоимости доставки, возможности самовывоза (23,3%) и отзывы о магазинах (20%).
Казахстанцы нередко отказываются от продукта на онлайн-площадках продовольственных и медицинских товаров. Они боятся приобрести поддельный продукт. Крупных и дорогостоящих приобретений пользователи избегают из-за отсутствия возможности проверить функциональность и состояние товара до оплаты заказа.
Говоря более подробно о портрете покупателя, Абуев отметил, что в возрастной группе 16-19 лет чаще уделяют внимание декоративной косметике и парфюмерии (42,2%), сумкам, ремням и аксессуарам (34,4%), а также одежде и обуви (63%), нежели другим указанным категориям потребительских товаров.
"С учетом того, что косметику в 58,5% приобретают женщины (против 16,4% мужчин), можно предположить, что среднестатистический поведенческий портрет молодого человека 16-19 лет на электронных маркетплейсах – это неработающая студентка/школьница", – поясняется в исследовании.
К категории 20-24 лет растет интерес к компьютерам и ноутбукам. Казахстанцы 35-44 лет больше остальных групп покупают хозяйственные товары (35,7%) и реже – компьютерную технику. Хозтовары и бытовую химию в сравнении с другими категориями товаров значительно реже берут люди с высокими зарплатами (18,2%).
Сумки, ремни, аксессуары чаще всех берут пользователи от 20 до 24 лет (38,3%), неработающие студенты (36,2%) и респонденты со средним и высоким уровнем финансового положения. Одежду и обувь в интернете также больше всего покупают онлайн казахстанцы 20-24 лет – 66,2%.
Справка
В опросе приняли участие 2 084 человека из всех регионов Казахстана, выборка половозрастная, репрезентативная.