В Казахстане планируют потратить более 13 трлн тенге на развитие транспортно-логистической отрасли. В профильном ведомстве озвучили LS подробности.
Согласно информации министерства транспорта, представленной в ответ на запрос LS, в данной сфере на сегодня реализуются порядка 140 проектов. Половина из них являются перспективными, а необходимая сумма превышает 13 трлн тенге.
В том числе для улучшения автоперевозок планируется реконструировать 19 приоритетных дорог (около 4,3 тыс. км). Для этого понадобится примерно 6,5 трлн тенге, в том числе за счет привлечения внешних займов международных финорганизаций.
На первом этапе ремонт проведут на трассах "Кызылорда – Жезказган" (572 км), "Актобе – Улгайсын" (234 км), "Жезказган – Караганды" (572 км). Также будет возведен обход города Сарыагаша (102 км).
По остальным инициативам нужно определить источники финансирования.
Для развития магистральной железнодорожной сети, согласно утвержденной концепции, понадобится более 4 трлн тенге.
В министерстве отметили, что на сегодня географическое расположение страны дает возможности для развития логистического потенциала за счет использования связующих коридоров "Запад – Восток" и "Север – Юг".
В настоящее время по территории страны проходят 13 транзитных коридоров – пять железнодорожных и восемь автомобильных. Поэтому принимаются меры по их развитию. Также, помимо Транскаспийского международного маршрута, улучшаются новые направления.
В том числе совместно с зарубежными коллегами повышается потенциал коридора Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан. В данном направлении в этом году прошли пилотные грузоперевозки по пути Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан – порт Джебель-али (ОАЭ). Ориентировочное время доставки составляет 34 дня, значительная доля приходится на ожидание погрузки на морские суда в порту Карачи.
Перспективным в министерстве назвали линию Китай – Казахстан –Туркменистан – Иран. Прорабатывается подписание дорожной карты по развитию железнодорожных, комбинированных перевозок и инфраструктуры.
Помимо этого, с соседними государствами ведется работа по синхронному развитию потенциала восточного маршрута коридора "Север – Юг", проходящего по территориям России, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Подписана дорожная карта на 2024-2025 годы. Ожидается, что за счет предпринятых мер пропускная способность данного пути вырастет до 15 млн тонн к 2027 году.
Кроме того, прорабатывается вопрос создания совместного предприятия между KTZ Express (Казахстан), "РЖД Логистика" (Россия) и Транспортно-логистическим центром Туркменистана. Достигнуто согласие по основным условиям деятельности СП, ведутся соответствующие корпоративные процедуры.
Также изучаются перспективы маршрута Казахстан – Туркменистан – Афганистан. Южная страна заинтересовалась перевозками в сторону Китая.
Ранее LS сообщал, что Казахстан может принять участие в строительстве железной дороги в Афганистане.
Между тем президент Касым-Жомарт Токаев сообщил, что Казахстан должен стать полноценной транспортно-логистической державой.