Карантин стал закрывать границы зарубежных стран перед казахстанскими грузовыми автоперевозчиками. Редакция LS выяснила, какие страны ужесточили прохождение через свою таможню и как решается вопрос.
По данным ассоциации Kazlogistics, ряд стран увеличил сроки транзита на несколько дней. В том числе Туркменистан запретил проезд через свою территорию в принципе.
Помимо этого, в Казахстане на 32% снизилась выдача международных дорожных паспортов до 3,6 тыс. книжек в январе-марте 2020 года. При этом в апреле число международных автотранспортных рейсов сократилось вдвое.
В Kazlogistics отметили, что на данный момент Казахстан теряет около 3 млн тенге с кругорейса. Вместе с тем в январе-марте, по подсчетам ассоциации, бюджет недополучил около 700 млн тенге.
Между тем в министерстве индустрии и инфраструктурного развития пояснили, что для недопущения проникновения COVID-19 Туркменистан разработал механизм бесконтактной передачи грузов. Согласно ему, автомашина пересекает государственную границу Казахстана, далее въезжает на нейтральную территорию ближе к туркменской границе. В этой зоне (на нейтральной территории) проводится бесконтактная передача документов и денежных средств через специальный ящик. После чего сотрудник Минздрава Туркменистана изымает документы, производит их санитарную обработку и передает соответствующим ведомствам. Затем водитель автомашины отцепляет прицеп с грузом в подготовленной зоне парковки и отъезжает в специально определенное место для ожидания возврата прицепа. Туркменское автотранспортное средство производит перевозку прицепа в Международный морской порт Туркменбаши для разгрузки. По утверждению соседней республики, ориентировочное время возврата прицепа с учетом форс-мажорных обстоятельств займет не более трех суток. После возврата прицепа автомашина покидает нейтральную зону и направляется в сторону казахстанской границы.
"Новый порядок не предусматривает получение визы для иностранных водителей, поскольку они фактически не пересекают государственную границу Туркменистана и будут находиться на нейтральной территории", – объяснили в МИИР.
В ведомстве добавили, что, помимо этого, Турция ввела 14-дневный карантинный режим для водителей иностранных государств при въезде в страну. В министерстве заверили, что этот вопрос был решен с казахстанской стороной.
"Отныне перевозчики иностранных государств освобождаются от соблюдения 14 дневного карантина при въезде на территорию Турции при условии выезда с территории Турции в течение 72 часов после въезда. С учетом погодных условий и других причин срок может быть продлен дополнительно на 24 часа таможенными органами Турции", – заключили в МИИР.
В министерстве иностранных дел также подтвердили появление серьезных затруднений в международных автомобильных грузоперевозках и прохождении границ.
В ведомстве добавили, что, помимо вышеназванных стран, правила по обязательному размещению на двухнедельный карантин введены в Грузии.
"Вопросы, возникающие в связи с пребыванием автоперевозчиков в транзитных странах (продление виз, организация возвращений наших соотечественников на родину и иные меры), решаются в оперативном порядке уполномоченными государственными органами в сфере транспорта и внешней политики. При этом в решении некоторых вопросов на местах непосредственно участвуют сотрудники загранучреждений РК", – назвали в МИД меры поддержки, если грузоперевозчик все-таки застрял в зарубежье.
Между тем, по данным комитета по статистике, в марте 2020 года доход автотранспорта с грузоперевозок составил 13,4 млрд тенге. Это на 0,7% меньше показателей февраля и на 12,6% больше марта 2019 года. Однако, если посмотреть на грузооборот, в марте 2020 года он снизился на 14,4% по сравнению с мартом прошлого года до 212,4 млн тонн. С начала года снижение составило 5% до 711 млн тонн. Показатель грузоперевозок на км упал на 22% до 10,3 млрд тонн на км в марте и на 8,2% до 33,4 млрд тонн на км с начала года.
Напомним, ранее LS публиковал информацию о том, что Казахстан не желает терять $40 млн из-за либерализации рынка автомобильных грузоперевозок.