Расхождение таможенной статистики между Казахстаном и Китаем достигает 38%, передает LS.
В кулуарах сената член Высшей аудиторской палаты Ардак Тенгебаев рассказал о причинах.
"Это и разные методы подсчета статистики в Китае и Казахстане. Но, на наш взгляд, большую роль играет недостаточность таможенного администрирования по импортируемым товарам из КНР с нашей стороны. То есть занижение таможенной стоимости товаров, их недостоверная классификация, применение так называемых "товаров прикрытия" и так далее. Много причин. Но основное – занижение таможенной стоимости", – сказал он.
Тенгебаев привел пример: если из Китая прибывает пара обуви в среднем за $10, которая предназначена для продажи в Казахстане, то по факту статистика может разниться и быть в два раза меньше, а то и больше. Это связано с недостаточностью таможенного администрирования, еще раз отметил он.
"При этом уровень расхождения составляет примерно 34-38%. Было 50% расхождения, но сейчас в КГД отчитываются, что они его сократили", – добавил член Высшей аудиторской палаты.
Также он напомнил о скандале, связанном с растаможиванием грузов из-за границы.
"По информации, которую предоставил Комитет госдоходов, только в 2022 году очень большая сумма доначисления была произведена, чуть ли не свыше 500 млрд тенге, связанная с уполномоченными экономическими операторами, которые занимались импортом товаров из Китая", – отметил он.
При этом Тенгебаев ответил на вопрос, позволит ли ратификация нового документа устранить текущий дисбаланс.
"Это соглашение регулирует порядок проведения проверки распределения таможенных пошлин. У Казахстана доля 6,955%. К нам, допустим, поступает какая-та сумма, из которой 6,955% остаются в стране, остальное распределяется. Другие страны точно так же делают. И это соглашение регулирует как раз проверки по своевременности и достоверности перечислений вот этих сумм пошлин", – пояснил он.
Ранее сообщалось, что проверки на таможнях стран ЕАЭС усилят, соответствующее соглашение поддержал парламент.
Известно также, что Китай вводит послабления для автотранспорта на границе с Казахстаном.