Более 7 млрд тенге потратят в Казахстане на продвижение экспорта казахстанских товаров за рубеж, передает LS.
По планам министерства торговли и интеграции, в 2021 году на помощь производителям отечественной продукции в экспорте выделяется 7,7 млрд тенге. Из них за пять месяцев 2021 года уже потрачено 1,1 млрд тенге.
Вместе с тем в 2020 году выделялось 7,5 млрд тенге, а в 2019 году – 9 млрд тенге.
В Минторге отмечают, что в прошлом году внешнеторговый оборот Казахстана вырос на 13% до $85 млрд. При этом торговля несырьевыми товарами и услугами сократилась на 13,5%, до $20,4 млрд.
В ведомстве отметили, что карантинные ограничения и сбои в цепочках поставок спровоцировали падение спроса на непродовольственные товары почти на 20% до $45,5 млрд.
Тем не менее в меньшей степени проблемы коснулись торговли сельскохозяйственными товарами. Ажиотаж со стороны стран на базовые продукты питания позволил нарастить экспорт казахстанской обработанной сельхозпродукции на 18,1% до $1,3 млрд.
Вместе с тем для обеспечения стабильности внутреннего рынка и прогнозируемого объема экспорта с соседними странами будут заключаться форвардные договора по взаимной поставке таких овощей, как картофель, морковь, лук, капуста. Это Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Иран и Россия.
В период массового сбора урожая Казахстан сможет поставлять в соседние государства порядка 765 тыс. тонн овощей. При этом внутренний рынок будет своевременно обеспечиваться 280 тыс. тонн импортных ранних овощей. За счет этого ожидаемая динамика колебания цен на эти продукты будет в коридоре 7-10%.
В то же время Минторгом определены 16 приоритетных видов продукции, с прогнозом увеличения экспорта на $13,5 млрд. В том числе в Катаре были сняты барьеры для казахстанского производителя мясных продуктов "халал", продукция уже продается в зарубежной стране.
В министерстве добавили, что в настоящее время в Казахстане около 600 активных экспортеров. В ближайшие три-четыре года их будет 1 тыс.
Для этого в 2020 году на базе QazTrade был запущен экспортный акселератор, который занимается поддержкой малого и среднего бизнеса в экспортном развитии и сопровождении вплоть до выхода на новые рынки.
В прошлом году было выбрано китайское направление, началось обучение предприятий пищепрома. Порядка 500 компаний подали заявки на участие. Из них было отобрано 35 производителей с наиболее высоким экспортным потенциалом.
По результатам проведенной работы есть порядка 18 потенциальных контрактов на около $167 млн. Однако во время акселерацией одной из проблем являлась недостаточность объемов производства. В частности, спрос китайских компаний на мясную продукцию, растительные масла, соусы и соль превосходит текущие возможности казахстанских участников программы в четыре раза. В связи с этим планируется наращивание производства и экспорта.
Вместе с тем, в 10 стран – торговых партнеров Казахстана экспорт может вырасти на $5,1 млрд до 2025 года. В топ стран с высоким потенциалом для наращивания экспорта продукции обрабатывающей промышленности к 2025 году входят Китай ($808 млн), Германия ($629,3 млн), Южная Корея ($543 млн), Индонезия ($525,6 млн), Франция ($496,6 млн), Турция ($481,8 млн), Испания ($409,4 млн), Вьетнам ($406,4 млн), Италия ($402,9 млн), Япония ($396,3 млн). Рост ожидается от 45 до 70 товарным позициям в зависимости от страны.
В 2020 году общий объем экспорта в эти страны составлял $22,9 млрд, в том числе обработанной продукции – $6,5 млрд.
Для налаживания оптимальных вариантов поставок приоритетной экспортной продукции начата работа по формированию трансграничных хабов.
В развитии современной трансграничной торгово-логистической инфраструктуры основными "точками роста" станут Хоргосский узел на границе с Китаем и МЦТЭС "Центральная Азия" на казахстанско-узбекской границе. Аналогичные центры будут созданы на границе с Кыргызстаном и Россией.
Таким образом, будет обеспечена координация товаров, грузов и услуг по оси Восток-Запад и
Север-Юг на международных коридорах, проходящих по территории Казахстана.
Экспортеры получают также льготные кредиты и экспортную страховку. На сегодня KazakhExport застраховал контракты более 200 экспортеров на почти 300 млрд тенге. Сформированный уставный капитал в размере 105,1 млрд. тенге позволил обеспечить экспортную выручку в сумме 326,3 млрд тенге или эффективность составила один к трем.
Через банк Развития Казахстана получили льготное кредитование – 170 экспореров на более 370 млрд тенге.
Что касается рынка электронной торговли, то по сравнению с 2019 годом в 2020 году он увеличился в 2,5 раза до 1,1 трлн тенге. Количество покупателей в электронной торговле выросло на 20% до 3,8 млн покупателей. На рынке работает более 650 интернет-магазинов. По данным Нацбанка, количество безналичных транзакций увеличилось в 2,4 раза до 2,9 млрд операций на 35,3 трлн тенге.
Ожидается, что доля электронной торговли в общем объеме розницы вырастет с 9,7% в 2020 году до 15% в 2025 году.
Также Казахстан планирует создавать бондовые склады, на которые в мире приходится в среднем 10-30% товарооборота стран. Ожидается, что за счет этого в Казахстане будет эффективнее задействована складская инфраструктура, созданы дополнительные рабочие места для обработки заказов на складах, а также увеличены бюджетные поступления от таможенных пошлин. Вместе с тем за счет возможностей для перенаправления объемов интернет-посылок через территорию Казахстана от общего объема перевозки в Европу логистические компании Казахстана к 2025 году смогут получить доходы от 132 млрд до 1,27 трлн тенге.
По информации Минторга, в сфере торговли существуют несколько направлений цифровизации, связанных с работой с потребителями. Они включают все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки. В логистике – от производителя до потребителя.
"Развитие электронной торговли будет происходить за счет создания благоприятной экосистемы для всех ее участников, а также обеспечения вовлеченности малого и среднего бизнеса в электронное партнерство с отечественными и международными электронными торговыми площадками", – отметили в ведомстве.
В целом, согласно "Концепции развития торговой отрасли", планируется увеличить объем несырьевого экспорта товаров и услуг в 2025 году до $41 млрд. Производительность труда вырастет на 11,8% по сравнению с 2019 годом. Инвестиции в основной капитал вырастут на 40%, а доля теневой экономики упадет до 5%. Биржевая торговля вырастет до 14% от общего объема торговли.
Развитие электронной торговли будет происходить в двух направлениях. Это стимулирование развития электронной торговли как инструмента продвижения отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке. А также развитие электронной торговли как инструмента выхода отечественных производителей товаров и услуг на экспорт.
Помимо этого, особое внимание Минторг планирует уделить повышению грамотности среди студентов и субъектов предпринимательства по части перехода к электронному бизнесу и дальнейшему ее продвижению.
В ведомстве добавили, что снижению издержек экспортной торговли способствуют также новые цифровые решения.
Министерством начата работа по формированию архитектуры Digital-export на базе Единого экспортного портала.
В целях упрощения торговых процедур стран Центральной Азии и перевода их в цифровой формат совместно с Европейским союзом и Международным торговым центром реализовывается четырехлетний проект Ready4Trade Central Asia.
В результате повысится прозрачность трансграничных требований, устранятся нормативные и процедурные барьеры. Будет обеспечено соблюдение торговых формальностей и увеличатся объемы трансграничной торговли.