В Казахстане займутся активным развитием транспортно-логистического комплекса. Для этого в стране планируется реализовать ряд крупных проектов.
Президент Касым-Жомарт Токаев планирует сделать из Казахстана транспортно-логистическую державу. В правительстве назвали проекты, на которые будет сделан упор в данном направлении.
Будут проложены вторые пути по маршруту Достык – Мойынты (833 км). Объем частных инвестиций в 2022-2025 годах, согласно нацпроекту, составляет 938,1 млрд тенге. В 2023 году запланированы 304,1 млрд тенге.
Ожидается, что за счет этого пропускная способность участка вырастет в пять раз, а скорость перевозки между Китаем и Европой вырастет до 1,5 тыс. км в день (сейчас – 800 км в день).
Также будет построена новая ветка Бахты – Аягоз. По ожиданиям правительства, будут разгружены приграничные ж/д станции Достык и Алтынколь. Также пропускная способность между Китаем и Казахстаном вырастет на 20 млн тонн.
Другим крупным проектом является возведение железнодорожной линии Дарбаза – Мактарал между Казахстаном и Узбекистаном, которая будет соединять Китай с Центральной Азией и странами Персидского залива. Объем инвестиций составляет 161,8 млрд тенге в 2022-2024 годах. Реализация проекта позволит в первую очередь разгрузить станцию Сарыагаш, соединит Мактааральский район с магистральной железнодорожной сетью.
Также реализуется возведение обводного пути вокруг Алматы. Ее строительство должно было обойтись в 93,6 млрд тенге в 2022-2023 годах. После появления данной линии алматинский узел будет разгружен на 40%. Скорость доставки вырастет до 24 часов.
"Все это позволит обеспечить бесперебойный экспорт отечественной продукции и транзит грузов Китай – Европа – Китай, в Россию и страны Центральной и Южной Азии, увеличит пропускную способность "кровеносной системы" Казахстана", – ожидают в правительстве.
Вместе с тем в докладе Нацбанка о платежном балансе Казахстана отмечается рост грузовых транспортных услуг. Если в 2011 году экспорт составлял $1,5 млрд, а импорт – $1,7 млрд, то в 2022 году данные показатели достигли $3,8 млрд и $2,3 млрд соответственно.
Отмечается, что доход от транзитных перевозок является валютным. Поэтому особо важен для платежного баланса Казахстана и пополнения доходной части республиканского бюджета.
В правительстве также отмечают, что до 2014 года Казахстан почти не зарабатывал на транзитных перевозках, рекордные годы по доходности были в 2015-м (экспорт грузовых транспортных услуг $3,2 млрд, импорт $1,4 млрд), 2018-м (экспорт $3,2 млрд, импорт $1,5 млрд) и 2021-м (экспорт $3,4 млрд, импорт $1,7 млрд). В связи с этим в госорганах намерены совершить качественный рывок, чтобы преодолеть уровень последних восьми лет.
Для этого основной упор ставится на развитие Транскаспийского маршрута. В среднесрочной перспективе объем перевозок по нему должны вырасти в пять раз. В связи с этим необходимо объединить усилия с партнерами – КНР, Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Помимо этого, дан старт строительству казахстанских терминалов в Сиане (КНР) и грузинском порту Поти. Также будет возведен новый сухой порт на пограничном переходе Бахты, по аналогии с Хоргосом и Достыком. Кроме того, будет ускорено строительство контейнерного хаба в Актау и развитие морской инфраструктуры порта Курык. Вместе с тем планируется расширение портовых мощностей на Черном море вдоль Северного коридора.
Поэтапно будет удвоена пропускная способность в железнодорожной сети вдоль коридора "Север – Юг". В том числе планируется модернизировать казахстанский участок ветки Болашак – Челябинск.
Помимо этого, будет завершена трансформация "Қазақстан Темір Жолы" в полноценную транспортно-логистическую компанию.
В рамках развития авиационной инфраструктуры мультимодальными центрами аккумулирования и распределения грузов станут аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе.
Помимо этого, как отметили в правительстве, необходимо решить проблемы автодорожной отрасли, где выявлены коррупционные риски. В связи с этим было создано министерство транспорта, которое займется решением основных вопросов отрасли.
По информации правительства, до 2029 года Казахстану необходимо закончить реконструкцию более 4 тыс. км автотрасс, а недобросовестные компании должны быть привлечены к ответственности. Будет ужесточен контроль за реализацией проектов.
В целом в течение ближайших трех лет доля транспортно-логистической сферы в структуре ВВП должна составить не менее 9% (в прошлом году – 6,2%).
Вместе с тем, с учетом того, что сопредельные страны реализуют собственные масштабные проекты, такие как строительство железной дороги Узбекистана и Кыргызстана, Казахстану важно не снижать темп развития транспортных коридоров через свою территорию и активно включаться в торговые артерии Евразийского континента, считают в правительстве.
Напомним, в последнем послании президент Касым-Жомарт Токаев сообщил, что Казахстан должен стать полноценной транспортно-логистической державой. В связи с этим был озвучен ряд поручений для развития отрасли.