В 2018 году общий оборот франчайзинга в Казахстане составил $1 млрд. Об этом LS рассказал президент профильной ассоциации Бекнур Кисиков.
По его словам, это на 10% больше, чем в 2017 году.
"Стоит отметить, что в прошлом году этот показатель просел на 35% по сравнению с результатами 2016 года", – сообщил собеседник LS, намекая на восстановление рынка франшиз.
Кисиков спрогнозировал, что в 2019 году тенденция роста сохранится и станет трендом как в тенге, так и в долларах.
Вместе с тем, по мнению главы ассоциации, импорт будет заменяться местными предложениями. Эксперт заметил, что корреляция также будет зависеть от политической ситуации в соседних странах, санкций, стоимости доллара. Кисиков также отметил, что в 2018 году доля российских франшиз в Казахстане выросла до 35%. По его данным, у казахстанских, американских, европейских и азиатских франшиз доли меньше. Вместе с тем наиболее популярны в стране бренды, связанные с медициной и здоровьем.
При этом, по его прогнозам, в 2019 году на казахстанский рынок могут войти и новые мировые игроки.
"Мы ждем появления нескольких брендов в сферах ретейла, здоровья и fashion. Но в Казахстане уже достаточно мировых представительств, и сегодня наблюдается тренд по созданию национальных франшиз. Отечественные предприниматели все больше поворачиваются лицом к франчайзингу", – подчеркнул Кисиков.
Собеседник LS отметил, что в стране выделяются два явных лидера среди отечественных игроков. Оба связаны с медициной и здоровьем. Кисиков добавил, что, помимо этого, в секторе франчайзинга традиционно пользуются спросом фастфуд и общепит. Кроме того, наблюдается интерес и в других областях.
"Например, туристический сектор все больше переходит на франчайзинговые рельсы. В целом этот сектор занимает более трети рынка. А если взять отдельно сферу казахстанских по происхождению франшиз, то это более 10%, что является внушительной долей. Франчайзинг в сфере услуг и торговли занимает львиную долю – примерно 55%. Так, в 2018 году его доля выросла на 6%. В этом году отечественные предприниматели заработали от этой суммы около 15%, так как казахстанские франшизы представляют чаще всего малый бизнес", – добавил Кисиков.
Говоря о выживаемости брендов, Кисиков отметил, что в условиях кризиса остаются в основном демократичные франшизы. По его словам, форматы, связанные со странами, где нужно платить в твердой валюте, чаще всего закрываются. Однако при правильном подходе дорогие бренды смогут выжить.
Напомним, ранее Кисиков сообщил, что франшизы стали активно развиваться в регионах. Он пояснил, что если рынки Алматы и Астаны переполнены брендами и не выдерживающие конкуренцию компании закрываются, то в других городах страны ниши все еще свободны.