В Казахстане франшизы стали активно развиваться в регионах. Об этом LS сообщил глава Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков.
Он пояснил, что если рынки Алматы и Астаны переполнены брендами и не выдерживающие конкуренцию компании закрываются, то в других городах страны ниши все еще свободны.
"Особенно хорошо развиваются франшизы в Шымкенте, Кызылорде и Актобе. Также хорошие показатели стали проявляться в Караганде. Бренды стали выходить в регионы и там, в основном наблюдаются только открытия. В то время как Алматы и Астана переели брендов, и в этих городах можно наблюдать уходы некоторых из них", - заметил Кисиков.
Говоря об уходе, собеседник LS назвал три проблемы, которые мешают развиваться этому виду бизнеса в Казахстане.
Во-первых, по его словам, франшизы плохо кредитуются, из-за чего казахстанские предприниматели остаются без финансовых вложений.
"Возлагается большая надежда на фонды, такие как "Даму". Но опять же по программе массового предпринимательства выдаются небольшие суммы. А для того чтобы открыть франшизу в том же фастфуде, требуется не менее $100 тыс. на закупку продуктов и запуск точки", - объяснил Кисиков.
Вторая проблема, по мнению главы ассоциации, политическая ситуация, которая влияет на логистику.
"Например, сейчас из-за России нам трудно доставлять некоторые комплектующие или товары из Европы. И наоборот", - уточнил собеседник LS.
Третьим барьером Кисиков назвал то, что в Казахстане трудно спрогнозировать поведение рынка. Он пояснил, что очень сложно предугадать, какой сектор сузится, а какой, наоборот, начнет активно развиваться. На это влияет то, что при закрытии той или иной франшизы предприниматель не сообщает, по какой причине произошел уход.
"Мы не знаем, закрылся бизнес из-за убытков или других моментов. Из-за непрогнозируемости малый и средний бизнес чувствует себя достаточно дискомфортно. В целом сейчас наблюдается сужение ретейла и рост пищевого бизнеса, в то время как раньше оба сектора доминировали. Вместе с тем в сфере еды, несмотря на рост, также наблюдается уход игроков. Это потому что казахстанцы любят есть, но любят есть дешево", - заметил Кисиков.
Говоря о прогнозах, Кисиков предположил, что до конца года планируется заход около 10 франшиз и закрытие трех-четырех компаний.
"Недавно мы были на международном форуме в России, где собрались 500 компаний из разных стран. Там были заключены договоренности с рядом из них. Поэтому мы ждем, что к нам придут российские, южнокорейские, китайская и европейская франшизы. В принципе, в Казахстане наблюдается тренд усиления юго-восточных компаний над российскими. К слову, говоря об усилении, одной казахстанской франшизе удалось выйти на зарубежный рынок. Речь идет о сети оздоровительных центров "Айкуне", которая заключила много контрактов с Россией. Через Москву, возможно, выйдем в другие страны. По крайне мере интерес есть", - заключил Кисиков.
Напомним, ранее глава ассоциации отмечал, что казахстанский потребитель перестает гнаться за громкими брендами в пользу эффективности. Он объяснил это тем, что тенденция замещения связана с разницей в долларе и тем, что иностранцам труднее работать с казахстанским менталитетом.