В Казахстане запустили медиапроект "Отандық өндіріс", направленный на популяризацию отечественной промышленности и укрепление имиджа местных товаров. Отправной точкой стал Алматы, где журналистам показали предприятия легкой промышленности.
Первый объект – "Казлегпром-Алматы" занимается выпуском одежды и обуви с 2011 года. На фабрике работают более 700 человек.
Глава компании Олжас Зияханов сообщил, что в основном предприятие работает по госзаказу. Одежда и обувь выпускаются для силовых структур. Также производится парадная, школьная форма и спецодежда, костюмы для мужчин.
Кожа для обуви закупается у алматинского завода, а также завозится из России и Беларуси. А ткани, фурнитуру и другое необходимое сырье импортируют из Турции, Китая и России, посетовал Зияханов, так как это сказывается на стоимости конечного продукта.
"Мы конкуренцию не можем составить для Китая, Узбекистана. У нас нет сырьевой базы. А ввоз ткани и готовой импортной продукции облагается практически одинаково. Кроме того, например, в Узбекистане люди готовы работать за $100-200. А в Казахстане как минимум в среднем за $500. За меньшую зарплату не пойдут работать. Это все влияет на ценообразование", – добавил Зияханов.
Он отметил, что это и сдерживает легкую промышленность для выхода на массовое производство. Ну а пока предприятие выпускает в смену 1,5 тыс. пар обуви. При этом Зияханов подчеркнул, что они единственные в Казахстане, кто производит подошву для обуви и защитные подноски.
Что касается одежды, то на фабрике выпускают свыше 2 тыс. единиц ежедневно. А летом мощность производства может быть увеличена.
Кроме того, у предприятия есть цех по пошиву одежды в Узынагаше, где работают более 100 человек. В планах – строительство большой фабрики на 300-400 человек. Земельный участок в Узынагаше уже есть, а на текущий момент подана заявка на финансирование проекта в Фонд развития промышленности.
Далее журналисты отправились на предприятие "КазСпо-N", где выпускают рабочую одежду для нефтегазового сектора, специальных подразделений, пуховые куртки, спортивную форму и вязаный трикотаж.
Как рассказала гендиректор Елена Свечникова, сырье для производства приобретается в Турции, Италии, Китае. А пух для курток компания покупает на внутреннем рынке, а также в России.
По ее словам, ее производство, как и другие компании, работающие в этой отрасли, ориентированы в основном на госзакупки. В частности, у предприятия были многолетние договоры с госфондом "Самрук-Қазына", которые истекли. А объявленные тендеры не были выиграны производством. Она перечислила причины.
"Экспертиза для тендера проводится неквалифицированными специалистами. И поэтому при Ассоциации легкой промышленности начата работа по введению аккредитации специалистов, которых будут регистрировать в особом реестре. Необходимо, чтобы у них были четки правила и инструкции", – отметила она.
Также она рассказала, что в госзакупах участвуют компании, у которых нет соответствующей сырьевой базы, специалистов. Но для того, чтобы не зависеть полностью от тендеров, алматинский производитель намерен нарастить экспорт отечественных курток в Россию.
"Эта наше перспективное направление. Сейчас уже продаем куртки в регионах Казахстана, 40 городах России. Два года назад реализовывали эту продукцию в США, несколько лет – в Европу. Также шьем одежду и для других брендов", – рассказала Свечникова.
Также она добавила, что пока государство не создает необходимых условий для роста легкой промышленности, в частности для экспорта продукции. По ее словам, для ввоза казахстанских курток необходима маркировка.
"С этой проблемой мы обращались в госорганы, но решения от них так и не дождались. На текущий момент куртки в Россию продаем с помощью партнера", – поделилась производитель.
В целом же она считает, что для легпрома необходима собственная стратегия для экспорта. По словам Свечниковой, нельзя продавать их товар за рубеж по одним правилам с сельским хозяйством, металлургией.
"Есть инструменты, которые используют другие отрасли, и они реально им помогают. Но они не для легкой промышленности", – подчеркнула она.
Еще одна проблема, которой они опасаются, – это повышение НДС и налога на заработную плату. Свечникова посетовала, что сейчас все радуются появлению розничного налога, который ориентирован на продавцов, а не на производство.
Что касается расширения предприятия, то она поделилась, что в декабре планируется ввод нового объекта по пошиву одежды в Иссыке, где работу смогут получить около 100 человек.
Между тем до конца этого года в Алматы реализуют 28 проектов общей стоимостью 256 млрд тенге. Согласно общенациональному пулу, в запуск новых объектов инвестируют компании из Китая, России, Малайзии, Турции, Ирана, Польши и Казахстана. Ожидается, что будет создано свыше 8 тыс. рабочих мест. Из 28 проектов на 255,7 млрд тенге один уже ввели – перинатальный центр за 4 млрд тенге. Например, до конца этого года появится производство желатина за 9,8 млрд тенге. Проект реализуется с участием инвестора из Турции на территории индустриальной зоны.
Также планируют наладить выпуск алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, где обещают создать 430 рабочих мест. Инвестор – компания из Китая, стоимость – 7,8 млрд тенге.
Компания из Ирана будет привлечена для создания лаборатории микроклонального размножения растений за 2,5 млрд тенге.
Отечественные компании профинансируют строительство заводов по производству лакокрасочной продукции (оценивается в 1,8 млрд тенге), армирующей сетки, кварцевых агломератов и профилированных труб (1,56 млрд тенге).
Ранее сообщалось, что до конца года хотят завершить строительство пяти проектов на 11 млрд тенге. Среди них производство банковских карт, парфюмированного мыла.