Многие сейчас комментируют тот факт, что в Казахстане вырастут цены на ГСМ в связи с ростом стоимости акцизов в России. На самом деле это не так, и кто хорошо разбирается в налогах, знает, что акцизы, как и НДС, платятся только внутри страны и платятся потребителями. Соответственно, при экспорте в Казахстан цены на ГСМ останутся такими же, что и ранее, при прочих равных условиях.
Повлиять на стоимость ГСМ в Казахстане может только повышение стоимости нефти, переработки и транспортировки.
Косвенное влияние розничных российских цен может быть оказано только на приграничных территориях, где может быть серый экспорт дешевого казахстанского топлива из-за разницы в налогах (НДС и акцизы у нас существенно ниже).
Увеличение стоимости бензина составит 2 рубля (примерно 9,6 тенге) на 1 литр бензина Евро-5, к слову, который у нас продается под брендом "АИ-95 Премиум". Бензин, не соответствующий классу ЕВРО-5 подорожает на 2,3 рубля (примерно на 11 тенге). Именно этот бензин отправляется в Казахстан, так как при равном октановом числе акцизы на неэкологичные виды топлива в России выше. У нас такого нет.
Давайте сравним налоговую составляющую в бензине в Казахстане и в России на примере АИ-92, не соответствующего классу Евро-5
В России ставка – 13,5 тыс. рублей за одну тонну, или 10,38 рубля за 1 литр, или 50 тенге на 1 литр бензина. При цене бензина в России в районе 35 рублей, НДС составляет внутри - 5,33 рубля за 1 литр или 25 тенге на 1 литр. Итого - в цене бензина в России находится 75 тенге налогов на 1 литр
В Казахстане - акциз 11 тыс. тенге на тонну, или 8,5 тенге на 1 литр. НДС при цене в 125 тенге за 1 литр - 13,4 тенге на 1 литр. Соответственно, в 1 литре бензина содержится 21,9 тенге налогов.
Разница в налогах между Россией и Казахстаном составляет 53 тенге.
Вот поэтому в приграничных территориях и возникает диспропорция, так как в Казахстане российские машины могут заправляться существенно дешевле.
Галим Хусаинов,
председатель правления BRB Invest.