Как выжить бизнесу в казахстанских реалиях

Рамиль Мухоряпов боится падения тенге и казахстанских управленцев

9 октября 2018 года
    

Есть несколько причин, из-за которых казахстанскому бизнесу опасно концентрироваться только на внутреннем рынке. Об этом и том, как стать успешными в своем деле, в рамках Syneq Business Forum 2018 рассказали известные предприниматели Казахстана и России, передает LS.

Выступая перед аудиторией, глава холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов начал с того, что бизнесу нужно не распыляться на несколько разных задач, а фокусироваться на чем-то одном при помощи четко поставленной стратегии.

“Мы 15 лет занимаемся бизнесом и только полгода назад поняли, что у нас никогда не было стратегии. У нас был драйв и желание  стать самой большой интернет-компанией страны. Мы искали лучших и в этом нам повезло. Но болезненной ошибкой оказался дефокус. К нам приходили с разными идеями и мы вкладывались во все, в итоге у нас было 13 разных проектов, которые отнимали много сил. Сейчас мы везде первые, но нам очень сильно повезло. Плюс ко всему рынок был пустой, чем мы воспользовались. Но если бы мы работали не в разных отраслях, то не потратили бы столько времени на то, чтобы достичь успеха”, – объяснил бизнесмен.

Помимо этого, Мухоряпов отметил, что нехватка финансирования может стать преимуществом. Он пояснил, что в самом начале их бизнесу не давали кредиты и тогда команде приходилось усиленно думать над тем, как искать партнеров.

“В этом преимущество над теми предприятиями, у которых есть деньги. Люди с деньгами думают, что можно вложиться во что-то среднее, и проигрывают. Нам же приходилось искать новые и лучшие идеи, а также привлекать лучших специалистов”, – вспомнил спикер.

Не забыл Мухоряпов и о крупных компаниях, которые могут быть конкурентами в бизнесе.

“У такого бизнеса возникает застой, они же уже крупные. В этот момент они сначала не замечают маленький бизнес, потом смеются над ним, потом пытаются конкурировать, но уже поздно”, – заметил глава холдинга.

Он рассказал, что в самом начале работы Chocofamily ее хотела купить крупная иностранная компаний, но стороны не сошлись в цене. После этого между ними возникла конкуренция, и победил казахстанский бренд.

Мухоряпов рассказал и о второй ошибке. По его мнению, их просчетом было делать немасштабируемые копии хороших зарубежных идей.

“Сейчас у нас только Chocotravel и “Рахмет” можно вывести на зарубежные рынки, остальные проекты не масштабируемые в том виде, в котором они сейчас находятся. Конечно, для тренировки это круто. Но если ваш бизнес не нацелен на выход на глобальный рынок – вы не сможете вырасти и будете работать в одной песочнице, пока не проиграете окончательно. Мы выбрали неправильный рынок, концентрируясь на Казахстане, и поняли это в год, когда местная валюта резко рухнула до 270 тенге за $1. Тогда мы побеждали в тенге, но вернулись к старым показателям в долларах”, – заявил Мухоряпов.

Бизнесмен также признался, что не хочет, проработав еще три года, откатиться назад из-за резко ослабшего тенге.

“Еще чего не хотим – быть зависимыми от прецедентов в регулировании. Например, когда заблокировали сайт “Технодома” на три дня, потому что там разместили секс-куклу. Если мы такие моралисты, то давайте закроем все секс-шопы. Если разрешаем, почему нельзя продавать в интернете? Или когда сервис такси “Индрайвер” закрыли без предупреждения. Они несколько месяцев не могли добиться ответа, почему вообще так вышло. Поэтому мы боимся, что потратим пять лет на развитие, а придет недобросовестный чиновник и закроет нас. Мы хотим как “Гугл”, который заблокирован в Китае, но в других странах все работает. Конечно, мы планируем оставить штаб-квартиру в Казахстане, но нужно выходить за рубеж и к 2021 году сделать так, чтобы 70% выручки были с внешнего рынка”, – выговорился спикер.

Резюмируя вышесказанное, Мухоряпов посоветовал предпринимателям всегда быть готовым к конкуренции и вкладываться больше в человеческий капитал. Также он заметил, что необходимы эффективные инструменты развития. Главное, по словам Мухоряпова, всегда мыслить масштабно.

В свою очередь российский бизнесмен Дмитрий Портнягин решил поговорить на тему маркетинга. Он заметил, что в этой сфере наиболее сильные американцы, потому что они беспощадны и достают клиента из любого “окопа”. По его словам, предприниматели из США могут продавать посредственные продукты. Однако в России и Казахстане бизнес не имеет права предлагать что-то слабое.

“У нас маленький рынок и недоверчивые люди, поэтому нужно постоянно тестировать и развивать товар”, – заметил спикер.

Бизнесмен добавил, что немаловажным является настрой бизнеса. По его словам, 96% компаний в течение пяти лет уйдут с рынка. Причиной является то, что компании думают о том, что рынок ухудшается и раньше было гораздо лучше.

“Лишь оставшиеся 4% бизнесменов ищут новые способы и постоянно работают над собой постоянно. Также они думают над тем, как продать свой продукт”, – объяснил он.

Подойдя к теме маркетинга, Портнягин озвучил американскую философию “Если на каждый вложенный $1 вы получаете $2, вкладывайте в это миллионы”. Спикер посоветовал вкладывать именно в маркетинг. Он назвал семь инструментов, которые помогут в продвижении.

Первый – это подогрев интереса через бесплатный продукт.

“У каждого бизнеса должен быть хотя бы один бесплатный продукт. Это не скидки, которые не работают. Например, одно кафе предлагало бесплатную пиццу при загрузки их приложения. Казалось бы, невыгодно, но, скачав приложение однажды, большинство воспользуются им неоднократно. Поэтому если у вас длительный клиентский цикл, можете вначале уйти в двухкратный минус”, – заверил Портнягин.

Как вариант спикер предложил давать бесплатные вебинары.

Вторым инструментом бизнесмен назвал создание своего медиапродукта. Он скромно привел в пример свой канал на YouTube, на который подписаны более 1 млн человек.

Третий – это использование прямой рекламы в Facebook и мессенджерах. Четвертый – реклама через контент-посты.

“Пятый инструмент: люди в комментариях – это ваши клиенты. Пишите им в мессенджерах, предлагая свой продукт. В-шестых, неплохими являются коллаборации с большими брендами. Если у вас нет денег для того, чтобы платить брендам, предлагайте бартер”, – заметил Портнягин и опять упомянул свои проекты.

Седьмым и заключительным инструментом бизнесмен объявил создание сообществ в любых нишах.

Между тем форум также ненадолго посетил казахстанский боксер-профессионал Геннадий Головкин.

Боксер также посоветовал бизнесменам заниматься спортом, потому что здоровье – лучшее вложение. А также, по словам спортсмена, нужно быть сильным, смелым, целеустремленным и много работать.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.