Повышение акциза на дизельное топливо (ДТ) в Казахстане в 15 раз – вынужденная мера, считают эксперты. Они рассказали корреспонденту LS о причинах резкого увеличения налога и о том, как изменение ставок отразится на рынке.
Председатель правления BRB Invest Галим Хусаинов считает, что повышение акциза прежде всего скажется на ценах сельскохозяйственной продукции.
"В летний и осенний период дизельное топливо имеет повышенный спрос. Здесь нужно понимать, что в это время сельскохозяйственные компании используют дизельное топливо. И это означает значительное удорожание продукции, которую они производят. Потому что доля топлива в себестоимости товара играет значительную роль", - заметил Хусаинов.
По подсчетам собеседника, с повышением акциза топливо подорожает на 8 тенге.
Между тем аналитик российского инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Алексей Калачев отметил, что в кризис бюджет нуждается в росте поступлений. По его мнению, повышение акциза не трагичен.
"Если я правильно понял, акциз на ДТ в Казахстане будет равен 9,36 тыс. тенге за тонну начиная с апреля 2017 года по октябрь 2017 года, а до апреля 2017 года с ноября 2016 года акциз поднимут совсем незначительно: с 540 до 600 тенге за тонну. Если это так, то не вижу оснований для паники и полагаю, что данная мера не скажется на розничных ценах. Давайте посчитаем. Даже по самой высокой ставке акциза (которая вступит только через полгода, что не помешает местным нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) завершить модернизацию) его доля в розничной цене топлива останется незначительной: 7,8 тенге акциза в цене литра от 99 до 120 тенге составит от 6,5% до 8%", - объяснил Калачев.
Он привел в пример Россию, где в 2016 году дважды повышали акциз на топливо. В целом пошлина, и без того немалая, выросла на 30-40% и сейчас составляет в розничной цене 15-20%. Акциз на ДТ составил 5,29 тыс. рублей за тонну (порядка 28,14 тыс. тенге), однако розничная стоимость за текущий год поднялась несущественно, даже ниже официальной потребительской инфляции. Изменения ставки фактически отразились на росте оптовых цен НПЗ.
"В отдельных регионах отмечались ценовые скачки, как это заметно и в Казахстане. Однако в целом резкого изменения не произошло. Дело в том, что основными операторами на рынке топлива являются вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), имеющие в своем составе нефтедобычу, НПЗ и брендовую сеть автомобильных заправочных станций (АЗС). Рынок этот высококонкурентен, и ВИНК предпочли перераспределить снижение маржи от повышения акцизов между своими подразделениями, чем повышать цены и терять рынок. Конечно, запас прочности у них небезграничен, и дальнейшее ухудшение условий может спровоцировать фронтальный рост цен, но пока этого не происходит", - заметил аналитик.
Он отметил, что конкуренция российских компаний на казахстанском рынке топлива также заставит местных производителей сдерживать рост цен.
"Тем более у них даже при максимальном варианте акциза его доля не настолько съедает маржинальность бизнеса. Впрочем, цены на ДТ на казахстанском рынке ниже российских с учетом курса тенге к рублю. Поэтому сильно демпинговать российские поставщики не смогут, и у казахстанских производителей есть некоторая возможность поиграть с ценой", - заключил Калачев.
В свою очередь эксперт нефтегазового сектора Сергей Смирнов считает, что повышение акциза связано с уменьшением доходов и дефицита. Он заметил, что цены на топливо, как дизельное, так и бензин, будут постоянно расти. Связано это с тем, что планы по модернизации заводов сорваны.
"По плану заводы должны были быть модернизированы в 2015 году. Сейчас перенесли на 2018 год. И я думаю, они снова не уложатся в сроки. В том же Павлодарском заводе не хватает средств. Сократили ряд установок, которые хотели внедрить по первичной и вторичной переработке. Пока заводы не отремонтируют, у нас будет происходить дефицит топлива. Более миллиона тонн бензина и порядка 400-500 тыс. тонн дизельного топлива поставляются из России, где цены выше. До тех пор, пока будет сохраняться большая разница между ценами Казахстана и России, цены будут расти в Казахстане", - высказал свое мнение Смирнов.
Он также усомнился в том, что после модернизации НПЗ смогут полностью обеспечить страну топливом.
"У нас идет падение объемов добычи нефти. Мы достигли максимума в 2013 году. Порядка 82 млн тонн сырья было добыто. В этом году прогнозируется 74 млн тонн. Но это добыча. Основные компании, которые добывают нефть, - Карачаганак, Тенгизшевройл, Северо-Каспийский консорциум - не обязаны поставлять сырую нефть на наши заводы. Наша существующая налоговая система провоцирует компании отправлять сырье на экспорт, а не на собственные НПЗ, поскольку прибыль при отправке на экспорт выше. И где мы найдем дополнительное сырье для переработки – пока неизвестно", - заключил Смирнов.