Как будет меняться казахстанский ретейл в ближайшие годы

Покупатель в ближайшие годы будет выбирать торговые сети, близкие ему по духу

4 июля 2018 года
    

Традиционное понимание форматов торговых сетей меняется, игроки скоро начнут вести "траншейную войну" в борьбе за каждого покупателя. Об этом и о том чего в целом стоит ожидать ретейлу в ближайшие годы рассказали аналитики в ходе конвента World of trade, передает LS.

Директор отдела исследований Kantar consulting Russia and Central Europe Вадим Хецуриани отметил, что главный тренд розничной торговли сейчас это размытие традиционных форматов магазинов.

"Покупатель начинает ходить в гипермаркет за маленькими покупками, в дискаунтер за новинками и т.д. Поэтому посмотрев на европейские современеные магазины сложно понять, где дискаунтер, где супермаркет, почему в середине магазина стоит парикмахерская или бьюти-салон, почему в дискаунтере продается салат в формате салат-бар. Потребители покупают то, что они хотят и в том формате в каком хотят", - заявил Хецуриани.

Кроме того он сообщил, что на рынке появляются неудобные для торговых сетей форматы.

"Эти новые форматы начинают активно отъедать долю у больших устоявшихся форматов магазинов. И новый рост, который сейчас мы наблюдаем в сетях России и Казахстана, будет продолжаться. Этот супрематизм появляется и меняет правила игры", - добавил спикер.

Перспективное направление для фуд-ретейла, по мнению эксперта это интернет-продажи. Со временем поход в супермаркет становится для покупателя рутиной и с развитием технологий и проникновением интернета в повседневную жизнь растет спрос на онлайн-сервисы по заказу и доставке продуктов.

"Ретейлеры продолжают пользоваться проверенными методами продаж, но новые форматы будут делать их жизнь все сложнее и сложнее. Скоро торговать по-старому станет совсем сложно. Это будет "траншейная война". Раньше солдаты сидели в траншее и сражались на износ. Движения вперед было очень мало, но обе стороны несли серьезные потери. В ближайшие годы ретейлеры будут предпринимать много мер, а результат будет малым. Это будет болезненный, тяжелый процесс. Новые модели и форматы розничной торговли, станут некой "авиацией". Они изменят парадигму на рынке", - добавил Хецуриани.

По прогнозам RMS Leader Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, в ближайшее время внимание торговых сетей переключится на правильное позиционирование бренда торговой сети на рынке.

"С 2020 года акцент будет смещаться в сторону сервиса. Покупатель будет хотеть не просто пойти в магазин, а получить удовольствие от процесса шопинга. Мы знаем, что масло и хлеб, фрукты и овощи можно купить в любом из десятков магазинов, включая интернет-торговлю. А вот приятные ощущения, атмосфера есть не везде. Таким образом именно они будут играть важную роль и дифференцировать ту или иную розничную сеть в глазах покупателя. Сервис становится новым продуктом", - заявила Сейсенгалиева.

По ее словам посетители хотят, чтобы шопинг был приятным. Они хотят покупать продукты в чистом магазине, с чистым полом, с чашечкой кофе, пожевывая круасан, а в центре супермаркета сделать себе укладку или маникюр.

Кроме того, одним из важных критиериев аналитики назвали простоту и удобство шопинга. 

"Темп жизни меняется. Покупатель хочет получить все быстро, здесь и сейчас. Поэтому простота и удобство - один из основных трендов в ретейле. Маленькие магазины, в которых покупатели могут быстро совершить покупки сейчас активно развиваются. Этот формат занимает 26% глобального товарооборота рынка FMCG, а также 70% всех походов в магазин. Как показывают исследования, в маленькие торговые точки мы ходим в три, в четыре раза чаще, чем в крупные магазины и рынки", - заявила Сейсенгалиева.

По ее словам, по всему миру этот формат растет в шесть раз быстрее, чем другие виды торговых точек. Такое явление вызвано, по данным аналитиков, ростом урбанизации.

"Люди переезжают в большие города с быстрым темпом жизни и хотят совершать покупки быстро, тратить на шопинг около 15 - 20 минут. Так как, например работающие женщины не могут позволить себе идти на базар и три часа ходить от одного прилавка к другому или два часа тратить на поход в большой гипермаркет", - пояснила эксперт и добавила, что мир переходит в новую реальность, которая называется "Small is a new big".

Кроме того, для покупателя становится важной ментальная близость с торговой сетью, то, насколько концепт супермаркета подходит ему по духу.

"В Европе уже были случаи, когда производителей или ретейлеров банили, потому что они использовали детский труд или не очень этично себя вели. Это уже говорит о том, что покупатель хочет иметь эмоциональную связь с местом, где они покупают товары", - заявила эксперт.

По ее словам аналитики прогнозируют также увеличение частоты походов семьи в магазин. Если сейчас члены одного домохозяйства совершают в среднем 56 походов в магазин в месяц, то в будущем эта цифра превысит 75 раз. При этом тратить на покупки они станут менее 10 минут за поход.

При этом, как уточнила Сейсенгалиева, в Казахстане условия для развития торговых сетей пока очень комфортные. Это обусловлено низкой конкуренцией на рынке, в сравнении с той же Россией.

"Казахстанский ретейл занимает маленькую долю в структуре всех продаж. Пока нельзя говорить о пресыщении. Торговые компании еще открывают магазины по принципу "Воткнул палку – проросло дерево". Они будут продолжать запускать новые точки. Пусть торговые помещения будут не такие красивые, пусть старого формата, но когда у покупателя возле дома будут пять магазинов, все они будут с хорошим ассортиментом - торговые сети начнут сразу же меняться", - заключила Сейсенгалиева.

Справка

Международный конвент World of trade 2018 прошел 28-29 июня в Астане. 

Мероприятие собрало более тысячи топ-менеджеров, компаний, производителей и более 100 ретейлеров из Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Украины и Армении.

Деловая повестка включала десятки дискуссий по трансформации ретейла, текущим трендам и новым вызовам.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.