Помимо ограничений на границе с КНР, казахстанские перевозчики также жалуются на спекуляции китайской стороны. Об этом на III Международной конференции "Рынок транспорта и логистики" в Алматы заявила генеральный директор компании SevenR Оксана Сорокина, передает LS.
По словам Сорокиной, с лета на границе с Китаем простаивают импортные грузы, предназначенные для Казахстана. Есть также товары, которые находятся там с апреля. Но это не единственное препятствие.
"Параллельно мы все столкнулись с проблемой со стороны Китая в части спекуляций, то, что касается выкупа мест на блок-поездах, приобретения контейнеров, автопрогранпереходов, спекуляций с расходами на перегруз, перегонку и т.д.", – посетовала Сорокина.
По ее словам, она поднимает данную проблему уже год.
"Год назад ровно в это время я говорила о проблемах с нехваткой подвижного состава и давала сводку о нехватке платформ. Мне тогда сказали, что у нас все хорошо. Сейчас эту проблему признали, это радует, но на это ушел год. И мы боимся, что теперь у нас уйдет год на то, чтобы эту проблему решить. А у нас на это нет времени, потому что у нас нет денег на оборотные средства, нет грузов и товаров. Единственное, что у нас есть на руках, – это кредиты, замороженные оборотные средства и документы, выданные "Атамекеном" о форс-мажорных обстоятельствах. Да они нас защищают, по крайней мере мы не попадаем на штрафные санкции от клиентов, а наши клиенты – перед своими заказчиками. Но этим сертификатом я не заплачу зарплату своим сотрудникам или не выплачу кредит, никто из моих клиентов не сможет сертификаты положить на полки магазинов", – отметила спикер.
Сорокина также задается вопросом, почему казахстанские импортеры оказались в такой ситуации.
"Да, мы гордимся, что у нас есть "Шелковый путь". Да, мы являемся стратегическим пунктом по транзиту товаров между Китаем, Юго-Восточной Азией и Европой. Это замечательно. Но как получилось, что казахстанские компании и импорт остались выкинутыми из этого праздника жизни?" – недоумевает глава компании.
Она также рассказала о ситуации на станции "Алтынколь".
"На текущий момент на станции на транзит стоит больше 2 тыс. контейнеров. Количество платформ около 300. Мы не справляемся уже с транзитом", – добавила Сорокина.
Она уверена, что для решения проблемы нужно привлечь иностранный подвижной состав.
В то же время замгендиректора "КТЖ-Грузовые перевозки" Канат Кобесов ответил ей, что тенденция нехватки контейнеров наблюдается не только в Казахстане, а по всему миру.
"Другой момент – подорожание услуг самих сервисных компаний. Ведь "КТЖ-Грузовые перевозки" не занимается покупкой контейнеров, а только перевозит. Это частный рынок", – пояснил Кобесов.
А по импорту с Китаем Кобесов посоветовал предпринимателям информировать о своих проблемах.
"У нас импорт с Китаем стоит, но мы не видим этот импорт. Сколько раз мы уже говорили: вы нам сообщайте. У нас с "Атамекеном" есть свой канал связи. Но почему у вас нет взаимодействия с вашим китайским отправителем? В Казахстане у нас все ассоциации эту тему поднимают, а ваши партнеры с Китая – нет", – подчеркнул спикер.
Что касается станций на границе с Китаем, то, по словам Кобесова, "Алтынколь" работает на 100%, принимаются все грузы. А с "Достыком" есть проблемы, но они связаны с реконструкцией со стороны Китая.