Ситуация в сфере государственно-частного партнерства требует вмешательства правоохранительных органов. Об этом заявил председатель совета по защите прав предпринимателей нацпалаты "Атамекен" Каирбек Сулейменов, передает LS.
По словам Сулейменова, в сфере ГЧП, особенно в регионах, сложилась непростая ситуация.
"Несовершенство законодательства и хитроумные действия отдельных акиматов привели к тому, что фактически ГЧП превратилось в завуалированную форму госзакупок из одного источника. Хотя изначально планировалось создать в стране соврешенно новый вид партнерства для привлечения частных инвестиций. Я прямо скажу: сложившаяся ситуация требует вмешательства правоохранительных органов", – заявил он.
Представитель нацпалаты отметил, что сегодня ГЧП в Казахстане свелось к проектам в сфере образования и здравоохранения. Таким образом, участие бизнеса в нем минимизировано.
"Самые "жирные" куски бизнеса – строительство, транспорт, энергетика – в ГЧП не охвачены. Это не случайно и об этом нужно прямо говорить. Грубо попираются интересы наших бизнесменов, которые готовы инвестировать в нашу экономику", – возмутился Сулейменов.
Для анализа сложившейся сиутации, по словам Сулейменова, была создана экспертная группа под руководстом мажилисмена Аманжана Жамалова, которая изучила деятельность государства и бизнеса в этом направлении.
Так, по словам Жамалова, с 2017 года по 1 февраля 2019 года в Казахстане заключено 580 договоров ГЧП на 1,5 млрд тенге.
"Итоги анализа сферы показали, что недостаточная правовая регламентация является основной проблемой. Этот связано с отсутствием системности в работе по продвижению проектов ГЧП, слаженности деятельности акиматов, отсуствием анализа эффективности действующих и планируемых проектов, невниманием к проблемам регионов и отраслей в целом", – перечислил депутат.
При этом, по его словам, сама система реализации проектов построена так, что создается необоснованная волокита и тормозит их продвижение.
"Принятие решений по проектам затягивается на годы. Непрозрачная система ГЧП является причиной коррупционных преступлений. А громоздкая система экспертизы и согласования не позволяет исключить злоупотребления при заключении этих договоров", – продолжил депутат.
По его словам, согласно приказам министерства национальной экономики №129 и №725, процедуры ГЧП регламентированы так, что в роли партнеров могут выступать только госорганы.
"Из-за этого договоры ГЧП могут заключаться только в соцсфере, которая не являестя инвестиционно привлекательной для бизнеса, и в большинстве своем датируется из бюджета. Фактически договоры ГЧП являются еще одной формой госдолга с отложенным платежом. Вот такая ситуация складывается", – констатировал он.
При этом участие квазигоссектора в ГЧП вообще детально не регламентировано, уверен мажилисмен.
"Формы и участие субъектов, закрепленные статьей 30 закона о ГЧП, на практике не применяются. Крупнейшие нацкомпании – KEGOC, "КазМунайГаз", "КазАгро" – договоры ГЧП вообще не заключали. Проведенные беседы с их специалистами показали, что они даже не осведомлены об этих функциях. Несмотря на то, что уже 10 лет правительство целенаправлено внедряет ГЧП, условия по взаимодействию партнеров в лице квазигоссектора в Казахстане не созданы и эта форма партнерства не реализуется. Участвуют только прямые бюджетные средства", – подчеркнул Жамалов.
Он добавил, что роль нацпалаты "Атамекен" фактически нивелирована на всех стадиях реализации ГЧП.
"Это не позволяет палате принимать меры по снижению давления на частных партнеров. Статья 28 закона о ГЧП наделила "Атамекен" только функцией стороннего наблюдателя. При этом составы конкурсных комиссий на 90% представлены госорганами в качестве партнера, что создает условия для конфликта интересов. Таким образом, в эту сферу стали проникать коррупционные процессы", – заключил мажилисмен.