Если НПП не проведет исследование, то госорганы примут решение

Для целей анализа можно взять выборку предприятий из всех отраслей, желательно отражающую все масштабы (крупный, средний и малый бизнес), при этом предприятия должны быть именно производителями, а не импортерами.

8 августа 2015 года
    

Ответ на письмо г-на Аблая Мырзахметова, председателя Национальной палаты предпринимателей "Атамекен"

Уважаемый Аблай Исабекович!

Я выражаю благодарность за открытость, которую Вы продемонстрировали ответным письмом. Надеюсь, что публичная дискуссия внесет свою лепту не только в поиск нужных стране решений, но и в формирование конструктивного стиля обсуждения общественно важных вопросов.

Вместе с тем, должен сказать, что содержание ответного письма не отвечает на те вопросы, которые были поставлены в открытом обращении. Во-первых, к сожалению, не опубликованы аналитические материалы (расчеты/исследования), которые обосновывают те выводы, с которыми Вы ранее выступали. Исходя из Вашего ответа, пока ведется только мониторинг ситуации, в том числе через созданный общественный штаб и реестр проблемных ситуаций. В принципе, радует то, что создано аналитическое подразделение, которое начало работу по изучению состояния бизнеса, доклад о котором будет представлен в декабре текущего года.

Во-вторых, я обращал внимание на выборочное представление информации, которая чрезмерно выпячивает роль девальвации рубля в проблемах казахстанской экономики. 
К сожалению, приведенный Вами анализ продолжает ту же линию. Например, Вы указали: «по итогам 1-го полугодия 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года индекс физического объема (ИФО) промышленного производства снизился в восьми областях республики, среди которых в лидерах по снижению приграничные регионы (ВКО, Павлодарская, Костанайская область, СКО)». У читателя возникает ощущение, что в прошлом году все регионы росли, а в этом году начали падать под давлением девальвации российского рубля. Вместе с тем, анализ (тоже взят по 1-у полугодию каждого года) показывает, что:
- в двух из 8 «упавших» регионов (Павлодарская и Кызылординская) падение наблюдается уже третий год подряд;
- каждый год 5-6 регионов из 16 показывают отрицательную динамику, например, в 2012 году падение наблюдалось в 5 регионах, в 2013 - в 4, в 2014 - в 6, более того, в прошлом году также примерно на 8% упала Актюбинская область, которая сопоставима с ВКО, хотя рубль был стабилен;
- если 8 регионов снизились, то остальные 8 регионов выросли, причем настолько, что общий показатель по стране вышел в плюс – около +0,6%, тогда как в 2014 году было падение на 0,4%.

Под «выборочное представление» можно отнести также данные по снижению производства:
- воды «Тассай» на 15%: дело в том, что в целом по стране производство безалкогольных напитков выросло на 2,7% - иначе говоря, в кризисе отдельное предприятие, а не отрасль;
- мяса птицы за первое полугодие 2015 года на 37%: отрасль птицеводства является одной из наиболее проблемных, где прибыль предприятия получается только за счет субсидий – и здесь надо посмотреть, привели ли бюджетные проблемы к задержке по выплате субсидий, уровень которых, кстати, в 3 раза меньше, чем в той же России;
- растительного масла, маргарина и пищевых жиров на 12%: если смотреть компоненты, то основное падение приходится на нерафинированное растительное масло, а объемы производства рафинированного масла практически не изменились, не говоря уже о росте производства сливочного масла на 22,6%;
- в отрасли машиностроения на 30%: раскладка компонентов показывает, что основной объем падения приходится на нефтесервисное оборудование, спрос на которое в условиях низких цен будет падать в принципе;
- кондитерских изделий из шоколада и сахара на 20%: большая часть падения объясняется спадом потребительского спроса на данный вид продукций – общий объем продаж на внутреннем рынке упал на 12%.

В-третьих, подвергну сомнению достоверность данных по снижению пищевой отрасли на 15%. Согласно данным комитета по статистике, индекс физического объема показывает снижение производства продуктов питания всего на 0,7% и напитков на 1,4%. Данные по российскому импорту комментировать не буду, так как подробно описал ситуацию в открытом обращении. Также мне не совсем понятна приведенная статистика министерства здравоохранения и социального развития (насколько я понял, за первое полугодие). Дело в том, что каждое полугодие в стране увольняется и принимается на работу около 500 тыс., человек, в том числе на 12-15 тысяч в связи с сокращением и ликвидацией предприятий, при этом сравнение с показателями прошлого года не свидетельствует о каких-либо сильных изменениях.

Что касается ситуации с сокращением рабочих в "Арселор Миттал", то насколько мне известно, было принято решение о снижении зарплаты всем сотрудникам на 25%, чтобы сохранить 10 тыс. рабочих мест, планировавшихся к увольнению (эта новость была за несколько дней до Вашего ответа). Насчет планируемых к сокращению 12 тыс. человек на АО «ССГПО» мне ничего неизвестно, поэтому оставлю возможность представителям компании озвучить свои планы. Возможно там будет применена такая же схема, как и в "Арселор Миттал". В целом, оба предприятия имеют специфические внутренние обстоятельства, которые всегда будут проявлять себя, независимо от внешних факторов.

В целом, возможно, что указание только негативных данных имеет целью доложить о проблемах не только экономики в целом, но и каждого предприятия в отдельности. Тем не менее, это создает риски, что Национальная палата будет склонна к решениям, которые удобны для отдельных предприятий, но не для отрасли, тем более, что функционал палаты прямо предполагает защиту интересов бизнеса – без полноценного исследования может получиться так, что Ваша картина будет создаваться только за счет тех предприятий, который обратились в Национальную палату. Пока число обратившихся с февраля 2015 года составляет всего 100 компаний, тогда как в стране на 1 февраля 2015 года число активных предприятий составляло 118 646 предприятий, в том числе 2 343 крупных и 5 588 средних предприятий. Фактически, в оперативный штаб обратилось менее 0,1% активных предприятий.

Возвращаясь к теме кризиса в экономике, то, конечно, ситуация в экономике сложная, но еще не критическая. Но она будет критическая по мере продолжения периода низких цен на нефть, что возможно оправдает все негативные прогнозы. Дело в том, что если в годы высоких цен на нефть «чистый приток» валюты составлял $30-35 млрд, то начиная с 2015 года будет «чистый отток» около $5-10 млрд. Чем меньше цена на нефть, тем больше отток. Ситуация усугубляется наличием внешних и внутренних валютных займов и высокой импортной составляющей, которые корректируют стандартные рецепты, из-за чего критичность усилится, если вместо комплексного плана будут реализованы меры, которые будут толкать экономику в пограничные сценарии. Тем не менее, имеются все условия для недопущения данного сценария, особенно если изменится модель экономики.

Исходя из вышеизложенного, все же считаю необходимым помощь Национальной палаты в проведении исследования. Дело в том, что если я обращусь напрямую, то, естественно, предприятия откажут, но они могут согласиться, если к ним обратиться Национальная палата с просьбой предоставить все необходимые данные (см.ниже), а также дать согласие на запрос данных от комитета государственных доходов и коммерческих банков, где данные предприятия обслуживаются, с целью иметь возможность проверить представленные данные. Взамен участники исследовательской группы должны подписать договор о неразглашении коммерческой информации.

Для целей анализа можно взять выборку предприятий из всех отраслей, желательно отражающую все масштабы (крупный, средний и малый бизнес), при этом предприятия должны быть именно производителями, а не импортерами. Каждое предприятие должно предоставить следующие данные:
1. Объем продаж на внутренний и внешний рынок, в разбивке по странам, а также список реализованных мер по увеличению продаж, в том числе через НПП.
2. Динамика цен на реализованную продукцию. Если ценовая политика менялась в зависимости от страны назначения экспорта, то указать эти изменения.
3. Объем производственных и непроизводственных расходов и меры по их снижению.
4. Объем валютных кредитов и расходов на импорт оборудования и промежуточных товаров в разбивке по странам, откуда был ввезен товар, с указанием эффекта удорожания/удешевления.
5. Объем средств, вложенных акционерами для поддержки предприятия.
Все данные должны быть представлены в помесячной разбивке за 2013-2015 годы.

Ерлан Хасенбеков, которого я хорошо знаю и оцениваю как блестящего специалиста, уже связался со мной, и мы планируем в ближайшее время встретиться, чтобы обсудить пути возможного сотрудничества. Я не знаю, как сложилась практика переговоров Национальной палаты с предприятиями, но, думается, что понадобится Ваше личное участие, чтобы убедить их принять участие на вышеуказанных условиях. Поездки на предприятия могут понадобиться только после того, как начнется исследование, будут получены все данные, использованы все возможности получения необходимой дополнительной информации посредством телефонных переговоров. В случае, если данное исследование в рамках Национальной палаты невозможно, тогда, видимо, как всегда, государственные органы будут принимать решение «на глаз», что вряд ли способствует эффективности принимаемых решений.

Олжас Худайбергенов,

директор Центра экономических исследований.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.