Казахстан – это Африка, которая скрывается за фасадом ВВП на душу населения. Такое мнение озвучил глава Kusto Group Еркин Татишев, передает LS.
В ходе панельной дискуссии на CFO Summit модератор Досым Сатпаев обратился к Татишеву с вопросом, насколько острые проблемы в логистике Казахстана наблюдаются.
По этому поводу спикер сообщил, что данная отрасль является следующим "Экибастузом"*, так как износ локомотивной тяги превышает 70% (более чем у половины техники – 90-95%).
"Вагоны и состояние железнодорожных путей, чей средний возраст превышает 30 лет, живут на последнем издыхании. Если мы говорим о Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ), то у нас там вообще ничего нет. У Азербайджана 14 паромов. При этом это мы должны быть суперлидерами, так как ТМТМ нужен Казахстану. Страна – самый большой бенефициар с точки зрения транзита и необходимых путей", – заметил Татишев.
Он также сообщил о том, что первый контейнер из Казахстана во Вьетнам шел около 50-60 дней. Из них восемь дней – через Китай, остальные – по локальному пути. В то же время маршрут внутри Поднебесной в два раза длиннее.
В связи с этим Татишев обозначил серьезные проблемы, которыми нужно заниматься. Но для этого необходимо отпускать тарифы в свободное плавание, что приведет к шоку для населения, но стимулирует приход инвесторов.
Бизнесмен отметил, что в транспортной отрасли очень много проблем, которые нужно распутывать. В связи с этим нужно создать профильное ведомство. Татишев назвал саботажем тот факт, что у страны с большой территорией и претензией на транзитный хаб до сих пор нет министерства транспорта. Подкрепляя свои слова о саботаже, спикер снова напомнил аварию в Экибастузе, в том числе из-за неконкурентных тарифов.
"В транспорте такие же заложенные мины, как в теплоэнергетике. И они выстрелят в ближайшие три-пять лет, если с этим ничего не делать", – пояснил он.
Комментируя рост цен, Татишев заметил, что в этом году выходило исследование по 10 странам с населением, у которых наибольшие затраты на продукты. В списке оказался Казахстан.
"Все соседи – африканские страны, Лаос, Бангладеш. Если сравнивать ВВП на душу населения, по сравнению с ними мы – красавцы. А де-факто мы Африка, скрытая за фасадом ВВП на человека. Иметь 90-миллиардную экономику на 20 млн человек населения – это слабая страна во всех смыслах", – высказался он.
Татишев также отметил, что при текущей инфляции в 20%, по "коэффициенту домохозяйства" наблюдается рост цен на 70-80% на продукты прямого потребления семьи. Производственная инфляция составила 25%.
"Большая часть инфляции порождена внутренними проблемами, по моему мнению. Структура экономики, отсутствие свободной рыночной экономики, отсутствие доступа", – высказался он.
Татишеву возразил экономист Алмас Чукин. По его словам, решающую роль играют международные факторы. Тем не менее эксперт подчеркнул, что в Казахстане сложились застывшие с 2011 года цены.
"Только тронем цены на электричество – и 20% перекатятся на стоимость товара, так же и с бензином, дизелем, теплом. Мы на ближайшие пять-семь лет гарантированно обеспечили себе высокую инфляцию. Все проблемы прошлого переложили на будущее", – подвел неутешительный итог аналитик.
Выслушав Чукина, Татишев отметил, что в любом случае это будут самые тяжелые три-пять лет, которые нужно проходить вместе с населением. А для этого, по словам бизнесмена, Казахстану нужно сильное гражданское общество.
"Можно хоть 150 оперштабов собрать, ничего не работает. В Ескi Казахстане у каждого премьера был свой штаб на всех уровнях, общественные советы. И они были неэффективны. На самом деле нужно сильное активное гражданское общество от уровня аула до лидеров общественного мнения. В странах, где нет сильного гражданского общества, правительство всегда неэффективное и недееспособное. Это показал Казахстан за последние 30 лет", – заключил он.