Инвестирование средств Нацфонда в акции "Казатомпрома" может демотивировать правительство улучшать бюджетную дисциплину, а также усилить госконтроль над стратегическими активами страны. Такое мнение LS высказали профучастники.
Главный аналитик аналитического центра АФК Рамазан Досов оценил позитивные и негативные стороны решения правительства по расширению финансовых инструментов, в которые можно вкладывать деньги Нацфонда. После "КазМунайГаза" в список включили и "Казатомпром".
По его мнению, одним из явных плюсов является зрелость и ясные перспективы спроса на продукцию эмитента. В качестве примера он привел Китай, который активно развивает атомные электростанции. Далее – валютная выручка нацкомпании, сильные финрезультаты, дисконт при продаже акций (активы Нацфонда вырастут, поскольку рыночная цена бумаг "Казатомпрома" выше цены продажи), отсутствие роста долгового бремени бюджета (иначе пришлось бы увеличивать заимствования).
"С другой стороны, такие решения увеличивают долю финансирования экономики из Нацфонда и искажают цели, для которых он создавался (стабилизационая функция для поддержки экономики в периоды спада, сберегательная – накопления для будущих поколений), снижают ликвидность и диверсификацию его портфеля при одновременном росте странового риска, могут демотивировать правительство улучшать в срочном порядке бюджетную дисциплину и планирование, затормозить процесс приватизации госактивов", – отметил Досов.
Аналитик заметил, что подобные решения правительства становятся ежегодной практикой. Так, в 2023 году без согласования с парламентом средства Нацфонда инвестировали в ценные бумаги "КазМунайГаза".
"Потенциальный объем может сложиться на уровне прошлогодних покупок акций КМГ (1,3 трлн тенге) или выше, поскольку ситуация с налоговыми сборами и бюджетным дефицитом в текущем году складывается заметно хуже", – ожидает он.
Также представитель АФК прокомментировал вероятность дальнейшего расширения списка фининструментов, в которые правительства будет вкладывать средства Нацфонда.
По его словам, необходимости в таких операциях может не возникнуть в связи с определенными факторами, которые могут улучшить бюджетный баланс. В частности, это ожидаемое резкое увеличение добычи нефти в стране – до 98,2 млн тонн в 2025 году с 90 млн тонн в 2023 году, что обусловлено расширением добычи на Тенгизе. А также масштабные изменения, планируемые в законодательстве, и старт массовой приватизации госактивов.
Старший аналитик департамента консалтинговых услуг AERC Ерасыл Серікбай считает, что такой механизм сопряжен с рядом проблем и рисков. В их числе:
- выведение средств Нацфонда в обход парламента и бюджетных процедур, что способствует формированию параллельного и непрозрачного бюджета;
- приобретение акций нацкомпаний за счет средств Нацфонда и последующая их передача между аффилированными сторонами (Нацбанк, госфонд "Самрук-Қазына") на доверительное управление;
- волатильность цен на рынке (нефти и урана), проблемы корпоративного управления, а также опасения, связанные с изменениями в госполитике, которым подвержены нацкомпании;
- концентрация рисков ввиду инвестирования значительных средств в подобные предприятия.
"По большому счету, приобретая ценные бумаги нацкомпаний, средства будущих поколений вкладывают в данные отрасли с учетом вышеупомянутых рисков для финансирования республиканского бюджета. Данная схема, возможно, также предназначена для усиления госконтроля над стратегическими активами страны", – подчеркнул Серікбай.
Он добавил, что точный объем средств, который можно привлечь в бюджет за счет приобретения акций "Казатомпрома", будет зависеть от ряда факторов. Это рыночная стоимость ценных бумаг нацкомпании, их количество, доступное для покупки, а также стратегические цели и планы инвестирования Нацфонда.
В беседе с LS аналитик с высокой вероятностью предположил, что правительство продолжит применять подобную практику.
"Это обусловлено необходимостью диверсификации рисков и увеличением доходности фонда. Возможные направления для инвестиций могут включать как акции и облигации нацкомпаний, так и международные фининструменты", – уточнил Серікбай.
Он считает, что это могут быть ценные бумаги и других крупных предприятий. В том числе "Казахтелекома" и "Эйр Астаны", чьи акции уже торгуются на фондовой бирже.
Также аналитик не исключил возможность включения в список и "Қазақстан темiр жолы" в случае выведения его на IPO.
"Однако следует отметить, что данная схема служит лишь инструментом покрытия бюджетного дефицита посредством привлечения средств Нацфонда в республиканский бюджет. Более того, продажа акций осуществляется по заниженным ставкам, что не поддерживается ни рынком, ни экспертным сообществом", – резюмировал Серікбай.