В Казахстане предложили повысить налоговые ставки. Такая идея прозвучала в ходе заседания дискуссионного клуба Тhink tank aspanday, передает LS.
Так, экономист Алмас Чукин отметил, что фискальный сбор в Казахстане колеблется от 16% до 18% от ВВП. В то время как в развитых странах этот показатель составляет порядка 30%, в скандинавских – доходит до 40% от ВВП, что позволяет проводить эффективную экономическую и социальную политику. Возвращаясь к Казахстану, экономист отметил, что в стране собирается мало налогов.
При этом он посетовал, что в казахстанском обществе считают, что налогов слишком много, он высокий, душит бизнес и поэтому нужно снижать ставку. Однако Чукин не согласен с таким утверждением.
"Налоги у нас искусственно низкие, и повышать их надо не потому, что я против бизнеса, а потому что мы проедаем весь бюджет. Мало того, что он у нас сильно дефицитный, учитывая трансферт из Нацфонда. Так, у нас дыра в бюджете – 40%. Если что-то случится с этим фондом, у нас будут колоссальные трудности с наполнением казны. Мы только 60% текущих расходов обеспечиваем существующими налогами", – пояснил Чукин.
Также он обратил внимание еще на одну серьезную проблему – социальные вопросы, когда бюджет практически весь "потребительский".
"За последние годы в Казахстане наблюдается снижение инвестицонной части бюджета: на развитие экономики, инфрастуркутры, на серьезные вещи, которые ориентированы на завтра. Они все время режутся в угоду сегодняшнего дня. В результате мы все время играем против своего будущего. Текущие попытки сохранить относительное благополучие могут привести к жестким последствиям завтра", – подчеркнул он.
При этом Чукин предложил участникам дискуссии не считать количество налогов, а рассматривать их по видам. Он напомнил, что один из основных принципов конкуренции рынка – у всех должны быть равные условия, так как некоторые ИП, чтобы уйти от высоких налогов, дробятся.
"Мы создаем искусственные льготные условия. К примеру, до 8 млн тенге налоги можно оплатить по низкой ставке, а если выручка выше, то это уже другой процент. Или мы говорим, что для нового предприятия ставка понижается, и тогда предприниматели идут и закрывают свое старое предприятие и создают, к примеру, два новых. Это не улучшает экономические условия", – добавил Чукин.
Еще один важный вопрос, на который стоит обратить внимание, по словам экономиста, – налоговое администрирование.
"У нас зачастую существует дилетантское понимание кодекса. А "проще" – это не значит "короче". Простым Налоговый кодекс сделать нельзя, так как ставки – это самая сложная часть, которая есть в экономическом анализе. Потому что вы должны кучу разных норм привести. Я, как бизнесмен, могу сказать, что у нас больше всего проблем при расчете финансовой модели и сложнее всего спрогнозировать налоговую нагрузку. А это от 20% до 30% от стоимости проекта", – пояснил он.
В качестве примера эксперт привел опыт налогового администрирования Америки, где два года назад провели реформу. По его словам, в документе предусмотрены детальные разборы разных налоговых ситуаций.
"Казахстанский кодекс нужно сделать толще, и отразить все спорные вещи. Тогда будет легко администрировать и каждый найдет свой кусочек и будет понимать, о чем идет речь", – подчеркнул Чукин.
В свою очередь президент ассоциации малых и средних предприятий горнорудной отрасли "Тау-Кен Казахстан" Айбар Даутов считает, что налоговые послабления должны быть для микро-, малого и среднего бизнеса, начинающего предприятия вне зависимости от отрасли.
"Например, должны ли крупные зерновые холдинги получать преференции от государства, так же как мелкие фермерские хозяйства, учитывая, что они оперируют миллиардами долларов? Мне кажется, это большой вопрос. Когда компания доросла до такого размера, то почему она должна продолжать получать льготы? Нужно помогать маленьким, начинающим. Однако с какого-то момента все должны платить равные ставки вне зависимости от отрасли", – пояснил спикер.
Вместе с тем он предложил увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. Даутов подчеркнул, что это не обсуждается в стране, так как данная сфера является основным донором бюджета.
"Есть одна важная вещь, на которую хочу обратить внимание: наш Евразийский таможенный союз. Почти все отрасли мы интегрировали, гармонизировали налогообложение, кроме нефтянки. У меня всегда был вопрос: почему эта отрасль, которая в Казахстане и РФ является основным хребтом экономики, исключена из Таможенного союза?" – поделился Даутов.
По его мнению, для объединения рынков необходимо выравнять налогообложение двух стран.
"В России сейчас проходит так называемый налоговый маневр нефтяной отрасли, когда они постепенно обнуляют экспортные пошлины и увеличивают налог на добычу полезных ископаемых на фоне ВТО. Эффективная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России на нефть составляет примерно 60% от цены на реализацию нефти. То есть этот показатель уходит на налог. В Казахстане это примерно 25%. Разница больше чем в два раза", – отметил спикер.
Даутов считает, что в Казахстане есть возможность двукратного повышения налогообложения нефтяной отрасли. По его мнению, это решит массу вопросов.
"Это снимет напряжение в обществе, приведет к понижению порогового значения для НДС. И удвоение налогообложения нефтяников – большой дискуссионный вопрос. Он должен начинаться не просто со ставки НДПИ, а с вопроса "почему мы не интегрировали нефтяные рынки?" – подчеркнул спикер.
При этом Даутов рассказал, что ранее они просили предоставить налоговые льготы для малого и среднего бизнеса, которые заняты в горнорудной отрасли.
"В добывающих секторах нет поддержки для МСБ. Мы обращались за льготами, но нам очень коротко отказали, мотивировав, что это противоречит неким налоговым принципам, не раскрывая данные. И когда мы начали изучать налогообложение твердых ископаемых, то столкнулись с тем, что сегодня существует 38 ставок НДПИ", – поделился Даутов.
По его данным, разбег этих ставок очень большой – в более чем 70 раз. Даутов рассказал, что максимальная ставка составляет 18,5% от выручки, минимальная – 0,25%.
"За валютный перевод в банке мы можем платить больше комиссии, чем 0,25%. С точки зрения недр это как-то несерьезно. Предоставление таких ставок должно носить временный характер. Это должно быть как инвестсоглашение", – пояснил свою позицию эксперт.
Между тем экономист Али-Хан Медеу считает, что в Казахстане налоговая нагрузка ниже, чем в России. Однако затраты на администрирование выше.
"Это означает, что у нас по количеству действительно много налогов. В принципе, можно было бы структурно посмотреть и уменьшить их количество, не снижая качество и общий объем налогообложения. Так как этот объем у нас действительно низкий. И поэтому в связи с этим я как раз согласен с первым докладчиком (Чукиным, – прим. LS)", – поделился своим мнением Медеу.
Он подчеркунл, что фискальная нагрузка должна возрастать, потому что это будет давать возможность для государства больше воздействовать на экономику.
"Хочу отметить, поэтому нужна политическая модернизация, которая позволит сделать это транспарентным и открытым, чтобы мы могли влиять на процесс, потому что когда государство аккумулирует большие деньги в бюджете, то здесь возникает вопрос, каким образом эти деньги распределяются", – добавил Медеу.
В свою очередь депутат мажилиса Канат Нуров отметил, что в Казахстане более-менее либеральные ставки, и менять их не нужно. По его мнению, смысла спорить нет.
"У страны неплохой кодекс, и я не уверен, что нужен новый. Возможно, нужна редакция, так как он нечитабелен. У нас действует последний кодекс 2017 года, который актуален по 2029 год. И функционирует еще старый документ, который отменен не во всей части, и некоторые нормы до сих пор работают. То есть у нас два Налоговых кодекса действуют, не считая всех изменений и дополнений", – рассказал депутат.
Нуров посетовал, что в документе так много изменений, что даже грамотный человек – бухгалтер, экономист – не способен его уверенно прочитать.
"На это накладывается другая проблема – административный произвол. К примеру, я, экономист, прочитал все правильно и решил уточнить в налоговом органе. И там поясняют, что представленное разъяснение может быть отменено другим налоговым органом. И в случае отмены этих разъяснений мне необходимо заплатить все налоги, пени, штрафы с того момента, когда мне неправильно разъяснили", – рассказал Нуров.
Депутат посетовал, что в Казахстане по существующему законодательству никто не имеет права разъяснять Налоговый кодекс, даже прокуратура. В свою очередь он предложил ввести уголовную или административную ответственность для налоговиков.
По итогам встречи участники отметили, что эта дискуссия еще не окончена и она будет продолжена в будущем.