Казахстан может не уложиться в сроки, указанные для перехода на самостоятельное обеспечение бензином внутреннего рынка. Экономисты в беседе с LS скептически отнеслись к планам правительства по выходу к 2018 году на импортозамещение топлива.
Экономист Олжас Худайбергенов отметил, в Казахстане уже около 10 лет пытаются модернизировать системы НПЗ, но "что-то вечно замедляет процесс".
"Из-за этого медленно меняется ситуация. Возможно, при докладе президенту или премьер-министру нефтяники находят все новые и новые проблемы, из-за которых процесс еле движется. Мне кажется, именно этот вопрос нужно решить раз и навсегда. Если модернизация НПЗ пройдет быстро и качественно, то технически самообеспечение вполне возможно", - заметил он.
Директор OilGasProject Жарас Ахметов называет медленный процесс лишь одним из факторов. Другие два – рост потребления топлива и отсутствие поставок нефти.
"Если рост производства топлива будет опережать рост потребления, обеспечение собственной продукцией Казахстана выглядит реально. Но чтобы рост был соответствующий, необходимы глубина переработки и количество поставляемой нефти", - заметил он.
В свою очередь экономист Сергей Смирнов недоумевает, откуда у отечественных НПЗ появится нужное количество поставок нефти, если Казахстан постепенно снижает свою добычу.
"Согласно планам, казахстанские заводы смогут перерабатывать 17,5 млн тонн в год. Сейчас они перерабатывают чуть более 14 млн тонн нефти, из них 4,5 млн тонн – российская. И тут встает вопрос, кто будет поставлять нефть на казахстанские НПЗ? Во-первых, добыча нефти постоянно снижается, и с 82 млн тонн в 2013 году упала до предполагаемых 75,5 млн тонн в этом году. Во-вторых, вся налоговая политика нашей страны направлена на экспорт сырой нефти, а не на поставки на наши заводы. Основные нефтедобытчики – иностранные компании. Правительство не может заставить их поставлять сырье на местные НПЗ. У наших же нефтедобывающих компаний – старые месторождения, где добыча пройдена и объемы постоянно снижаются. Именно эта проблема заставляет сомневаться в планах на 2018 год", - заметил Смирнов.
Планируется, что модернизация всех трех НПЗ Казахстана обеспечит импортозамещение на рынке автомобильного топлива к 2018 году. Ранее премьер-министр Карим Масимов посчитал, что НПЗ не могут покрыть потребности внутреннего рынка. Поэтому он поручил создать две рабочие группы, которые в месячный срок должны собрать и обобщить болевые точки и выработать конкретные предложения для решения ситуации.
На сегодня в Казахстане работают три НПЗ – в Павлодарской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях.
По данным министерства национальной экономики, в стране за полгода произведено 1,527 млн тонн бензина (на 13,6% больше, чем за первую половину 2015 года), 2,370 млн тонн дизельного топлива (рост на 10,6%), 1,408 млн тонн топочного мазута (снижение на 13,5%). За первое полугодие 2016 года НПЗ Казахстана произвели на 13,6% больше бензина и на 10,6% больше дизеля, чем годом ранее.