Отсутствие долгосрочных инвестиций в зрелые месторождения Казахстана может привести к негативному сценарию – их полной остановке или выживанию за счет субсидирования. Поэтому им необходима поддержка, в том числе налоговая. Такое мнение LS высказал исполнительный директор Ассоциации KAZENERGY Алмаз Ибраев.
В беседе с корреспондентом LS Ибраев перечислил основные проблемы, с которыми сталкиваются компании, вкладывающиеся в геологоразведку. В частности, он напомнил, что на этой стадии недропользователи не зарабатывают, а только тратят. Он подчеркнул, что высокая налоговая нагрузка на этапе разведки сокращает объем потенциальных инвестиций и, соответственно, снижает вероятность обнаружения новых запасов полезных ископаемых.
"Наряду с действующими экспортерами и новыми разведочными предприятиями нельзя забывать о месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки. Несмотря на прогнозируемый потенциал роста объемов добычи по Казахстану, этот показатель и объем поставок традиционных месторождений на внутренний рынок сокращаются естественным и при этом существенным образом, а нефть "крупной тройки" и морских проектов реализуется 100%-но на экспорт", – добавил собеседник
При этом Ибраев подчеркнул, что начиная с 2010 года извлечение черного золота на зрелых месторождениях сокращается. А их выживание и функционирование, сохранение и создание большого количества рабочих мест, может быть обеспечено только при вложении долгосрочных инвестиций, которое, по словам собеседника, позволит перевести геологические запасы в разряд извлекаемых.
"При отсутствии долгосрочных инвестиций расходы на разработку могут превысить извлекаемые доходы, что способно привести к одному из негативных сценариев – полной остановке или выживанию за счет субсидирования", – добавил собеседник.
И поэтому в Казахстане уже неоднократно, по его словам, предлагали предоставить право применения альтернативного налога на недропользование (АНН) зрелым месторождениям.
"Концепция заключается в предоставлении этим недрам права применения режима АНН вместо специальных платежей недропользователей (НДПИ, рентный налог, налог на сверхприбыль, платеж по возмещению исторических затрат), с обязательным реинвестированием суммы "налоговой экономии" для стимулирования привлечения новых технологий и увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН)", – пояснил Ибраев.
Эксперт отметил, что для предотвращения попытки вывода "налоговой экономии" неиспользованную часть в обязательном порядке необходимо перечислять в местные бюджеты на социально-экономическое развитие региона. Он считает, что за счет альтернативной пошлины и обязательного реинвестирования в месторождение можно будет увеличить объемы добычи, сроки разработки. А также это приведет к сохранению и созданию рабочих мест.
"Глава государства уже дважды поручал правительству принять меры по поддержке зрелых месторождений, и хочется надеяться, что в новом Налоговом кодексе эти поручения уже будут реализованы в полном объеме", – отметил Ибраев.
Вместе с тем он пояснил, что в Казахстане налоги на добываемые полезные ископаемые уплачиваются исходя из объемов и мировых цен. В частности, без привязки к фактическим доходам и рентабельности бизнеса. По его мнению, эти налоги нужно привязать к трансфертной цене в соответствии с законодательством о трансфертном ценообразовании, которое учитывает все сопутствующие расходы и скидки/премии.
"То есть вернуться к роялти, но с применением современных методов администрирования. Все инструменты у государства уже имеются, в том числе высококвалифицированные кадры. Помимо справедливого налогообложения, такой подход имеет высокий потенциал для разностороннего применения. К примеру, путем снижения либо увеличения ставки роялти в зависимости от рентабельности предприятия можно упразднить все налоговые льготы, а также отойти от необходимости применения налога на сверхприбыль", – добавил он.
В целом собеседник считает, что лейтмотивом нового фискального документа должна стать качественная перестройка архитектуры налогового администрирования с акцентами на цифровизацию. Помимо этого, необходимо усиление института трансфертного ценообразования и более пристальный налоговый контроль международных деловых операций.
"При этом важно учитывать, что реальные рыночные механизмы далеко не всегда построены на справочных ценовых значениях", – заметил Ибраев.
По его мнению, в Казахстане нужно снижать прямую зависимость отечественного налогообложения от зарубежных источников информации.
Что касается инициативы президента Касым-Жомарта Токаева о применении дифференцированного подхода, то она, по мнению эксперта, опирается на многолетний и многократно проверенный за рубежом налоговый опыт. При этом Ибраев отметил, что в Казахстане, а, в частности, в нефтедобывающем секторе следует учитывать, что сегодня порядка 70% добываемой нефти направляется на внутренний рынок – путем сокращения квот на экспорт. Исключение – тройка крупных проектов.
А на внутреннем рынке, по данным Ибраева, черное золото все еще стоит намного ниже, чем на экспорт. И компании, поставляющие на внутренний рынок нефть, недополучают доходы и, соответственно, не в полной мере реализуют свой налоговый потенциал, добавил эксперт.
Он напомнил, что плательщиками корпоративного подоходного налога (КПН) являются практически все предприятия крупного и среднего бизнеса. И помимо этой пошлины, по словам собеседника, недропользователи несут обязательства по специальным налогам и платежам. Например, подписной бонус, платеж по возмещению исторических затрат, налог на добычу полезных ископаемых.
"Недропользователи по углеводородам также уплачивают налог на сверхприбыль, а экспортеры – дополнительно рентный налог на экспорт и вывозную таможенную пошлину (ЭТП). По горнорудной отрасли уплачивается повышенная плата за пользование земельными участками", – продолжил Ибраев.
Собеседник считает, что повышение ставки КПН целесообразно рассматривать для отраслей экономики, где присутствуют сверхдоходы, но отсутствуют дополнительные меры для увеличения налоговой отдачи.
"В отношении дифференцированной ставки НДС – если основной целью дифференциации налогов является пополнение бюджета, то целесообразно обеспечить улучшение администрирования, в том числе доведение его до полной автоматизации. Такой подход исключит человеческий фактор, улучшит условия ведения бизнеса, снизит административные издержки, и уже эти факторы способны положительно сказаться на налоговых поступлениях", – резюмировал Ибраев.