Министерство энергетики разрабатывает меры по ограничению вывоза дизельного топлива из Казахстана в Россию. Об этом сообщил глава ведомства Канат Бозумбаев, передает LS.
Данная мера, по словам министра, продиктована тем, что во II полугодии наблюдается подорожание топлива на локальном рынке.
"Рост цен связан с рядом объективных и субъективных причин. Именно повышение сезонного потребления дизтоплива для уборочных работ и рост спроса на дизель транзитными авто ввиду низкой цены по сравнению с ценой в сопредельных странах. Так, разница с Россией на заправочных станциях составляет 55-60 тенге за литр, и есть риски, что после Нового года разрыв может увеличиться", - пояснил Бозумбаев.
Дело в том, что на приграничных рынках резко возросло потребление дизтоплива и бензина.
"Дизель и бензин утекают в Россию. Вывозится топливо большегрузными машинами, фурами, которые устанавливают себе дополнительные баки, есть факты вывоза бензовозами. Понятно, что у нас большая граница, нет таможни сейчас. Но я об этих всех фактах сообщил премьер-министру страны, он дал поручение вице-премьеру Ерболату Досаеву. Нам нужно сформулировать свои предложения и в пятницу докладывать в правительстве о мерах по защите нашего рынка", - отметил он.
Бозумбаев уточнил, что нужно контролировать свою границу.
"Кроме того, нужно нарастить цены до уровня российских. Однако это из области фантастики - сделать такие цены, 250 тенге за дизель и 240 тенге за бензин. Но это тоже путь, который мы сейчас не отбрасываем. В этом случае, конечно, правительству нужно будет какие-то меры принимать по субсидированию потребителей. Скорее всего, будем двигаться по первому пути, когда будем укреплять свои границы", - высказался министр.
Он добавил, что решение нужно будет принять на следующей неделе.
Кроме того, Бозумбаев сообщил, что уже во второй половине ноября казахстанское дизельное топливо должно подешеветь в связи со снижением с 1 ноября акцизов на дизтопливо. При этом все еще недостаточно для покрытия внутреннего потребления.
"Весенне-летний период для дизельного топлива характеризовался повышением ставок акцизов на вырабатываемое топливо на наших НПЗ с 540 тенге за тонну до 9,3 тыс. тенге за тонну, а также все еще сохраняющуюся импортозависимость по дизельному топливу. Зимой в первую очередь это будет касаться зимнего дизеля", - резюмировал Бозумбаев.
Между тем антимонопольный комитет выявил сговор среди АЗС по повышению цены на дизельное топливо в Алматы. В Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей уточнили, что автозаправочные станции (АЗС) Royal Petrol, "Гелиос", "Газпром-нефть Казахстан" и Sinooil повышали стоимость с апреля по август 2018 года. В отношении них вынесено уведомление о наличии в их действиях признаков нарушения законодательства Казахстана в области защиты конкуренции в части антиконкурентных согласованных действий подпункта 1 пункта 1 статьи 170 Предпринимательского кодекса.
Тем временем если в январе 2018 года летний дизель продавался по среднестрановой стоимости в 158,38 тенге за литр, в сентябре цены достигли 191,31 тенге за литр. Рост составил 21%. Вместе с тем в конце октября АЗС установили ценники 193 тенге (+22%). Между тем в министерстве энергетики прогнозировали снижение цен на дизельное топливо в ноябре 2018 года. По данным ведомства, удешевление связано с тем, что повышенная ставка акциза снизится с действующего уровня 9,3 тыс. тенге за тонну до 540 тенге за тонну. Кроме того, ожидается снижение потребления дизельного топлива по всему Казахстану в связи с завершением уборочных работ, а также увеличением спроса на дизельное топливо с низкой температурой замерзания.