Предприниматели обратились к президенту с просьбой не вводить маркировку для продуктов

5 декабря 2024 года

Предприниматели Казахстана выступили против расширения маркировки на другие товарные группы. Они обратились за поддержкой к президенту Касым-Жомарту Токаеву, передает LS.

В ходе пресс-конференции исполнительный директор Ассоциации прямых продаж Анастасия Калашникова отметила, что на текущий момент данная мера действует для обуви, табачных изделий и шуб. При этом последняя категория товаров еще не применяет маркировку.

С января 2025 года, по ее словам, механизм планируется расширить и запустить пилотные проекты для девяти групп: молочная продукция, сахаросодержащие напитки, соки, растительное масло, алкоголь, пиво и др. В качестве причин называется высокая ненаблюдаемая доля в экономике – от 10 до 86%.

Представители бизнеса не согласились с критерием, отметив, что в стране уже есть все инструменты для снижения теневой составляющей, от таможни до контрольно-кассовых аппаратов.

"Если сейчас внедрить качественную аналитику в уже имеющиеся бесплатные электронные инструменты, то можно обеспечивать полную прослеживаемость товара до точки реализации. Хотим ли мы за большие деньги получать дополнительную информацию о том, какой именно товар отправился данному потребителю, остается вопросом", – пояснила Калашникова.

Она добавила, что к вопросу маркировки необходимо вернуться после внедрения нового Налогового кодекса. Иначе данная мера может стать дополнительной нагрузкой для бизнеса и неподъемным бременем для представителей малого предпринимательства.

Глава Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева отметила, что единовременные затраты на оборудование составляют от 20 до 60 млн тенге.

"Если на производственных мерах от двух до 13 линий, можно представить, какие огромные затраты, которые могут привести к закрытию предприятий. Особенно это коснется малого и среднего бизнеса. Производительность линий в процессе маркировки упадет в среднем от 30% до 50%. Например, в России из-за невозможности осуществления механизма и трудностей технических, которые испытывают на каждом шагу производители, было закрыто более 60% предприятий микробизнеса", – пояснила она.

Мамытбаева добавила, что предварительно стоимость марки будет от 3 до 5 тенге, но в процессе дистрибуции данный показатель доходит до 12 тенге.

Она напомнила, что их отрасль уже проходила пилотный проект, по итогам которого было заявлено о нецелесообразности введения данной меры.

"Введение обязательной маркировки в отношении сахаросодержащих напитков и бутилированной воды не оправдано ни с экономической, ни с операционной точки зрения. Тем более предлагаемый формат в текущий момент не работает на уровне розницы, что делает меру абсолютно бессмысленной, и бремя ложится только на добросовестный бизнес. Поэтому необходимо разобраться сначала с новым Налоговым кодексом, должны быть решены все технические проблемы. Кроме того, учитывая дороговизну оборудования для маркировки, рассмотреть вопрос доработки существующих систем прослеживаемости, имея ввиду ЭСФ, виртуальный склад и другие разработки", – заключила она.

Представитель Ассоциации микро- и малого бизнеса и торговли Марина Бошель обратила внимание на то, что в оценивании нелегального оборота в сфере пищевой промышленности отсутствует единая объективная методика, что приводит к неверным решениям со стороны профильных госорганов.

В заключение конференции она озвучила предложения, с которыми представители бизнеса обратились к президенту.

В том числе, по мнению участников, необходимо приступить к немедленному открытому диалогу с привлечением профильных госорганов, депутатов, независимых экспертов и представителей бизнеса.

Также нужно утвердить добровольный формат маркировки для возможности экспорта продукции на рынки, где существует требование о наличии данного механизма.

Помимо этого, необходимо приостановить принятие решений о внедрении меры для новых товарных групп до вступления в силу нового Налогового кодекса и получения его первых результатов работы. Кроме того, по мнению участников, до этих пор не нужно вводить административную ответственность за нарушение правил.

По мнению участников, уполномоченные госорганы при принятии решения о введении новых товарных групп должны следовать условиям Соглашения о маркировке ЕАЭС от февраля 2018 года.

Кроме того, предложено рассмотреть возможность отмены института единого оператора маркировки в зависимости от товарных групп.

Предложено изучить варианты доработки казахстанских уже существующих учетных систем, которые реализованы бесплатно, являются фактически полным аналогом меры и позволяют вести контроль за товарооборотом через систему счетов-фактур и виртуальный склад.

Последней инициативой названа доработка предлагаемых проектов методик оценки нелегального оборота и оценки эффектов маркировки с участием заинтересованных сторон (в том числе уполномоченных госорганов, экспертов, представителей бизнеса).

Ранее LS сообщал о том, что Альянс отраслевых ассоциаций пищевой индустрии АПК и МСБ обратился к президенту по поводу данного инструмента отслеживания. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.