Бизнес и государство не могут поделить рынок туризма

Несоответствие цен и сервиса туротрасли, неоправданно дорогие услуги, несовершенное законодательство - такие проблемы мешают отечественному туризму выйти на мировые рынки.

9 ноября 2015 года
    

Несогласованность интересов государства и бизнеса в сфере туризма приводит к тому, что население сталкивается с неоправданно высокими ценами на услуги в отрасли. Об этом во время круглого стола в Астане заявил заместитель руководителя столичного департамента по защите прав потребителей Федор Пеев, сообщает LS.

Пеев был вынужден констатировать, что, несмотря на большую целенаправленную работу по защите турбизнеса, проводимую государством, изменения идут небольшими темпами. «Это вызывает нарекания у населения и людей, которые обращаются в турфирмы», - признается он.

Представитель столичного акимата назвал основные проблемы туристического и гостиничного бизнеса. В их числе оказались несогласованность интересов государства и бизнеса, недостаточно развитая нормативно-правовая база, отсутствие реальной поддержки участников рынка со стороны госорганизаций. «Кроме того, не наблюдается сотрудничества между иностранными туроператорами и местными турагентами, нет взаимодействия между отечественными и иностранными информационными системами", - пояснил он.

Как следствие, указывает замдиректора департамента, клиенты сталкиваются с необоснованной дороговизной туристических услуг, ограниченным выбором продуктовой линейки, несоответствием цен и сервиса.

Всего, по его данным, в Казахстане около 2 тыс. гостиниц более чем на 120 тыс. мест. Основная часть номеров находится в Астане и Алматы. Конкретно в столице имеется 199 гостиничных комплексов на 9,9 тыс. мест. Из них только пять отелей имеют пять звезд, семь гостиниц носят статус четырехзвездочных, три звезды имеют около 20% комплексов, а оставшиеся – без категории. «Налицо большой дефицит фешенебельных гостиниц. Безкатегорийные отели не отвечают никаким нормам и цены у них низкие. А вот в пятизвездочных гостиницах цены высокие, выше, чем в западных странах. Вот такой у нас дисбаланс», – резюмирует Пеев.

Ко всему прочему, добавляет он, во всех гостиницах наблюдается дефицит квалифицированных кадров. «Низкая культура общения, незнание иностранных языков, нашего культурного наследия, обычаев и традиций. Это все серьезные проблемы, которые мы должны наверстать до 2017 года, потому что на выставку приедет около 5 млн человек», – напомнил он о предстоящей EXPO.

Замруководителя департамента по защите прав потребителей предлагает свои пути решения названных проблем. В первую очередь, считает он, необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу. Далее следует заняться материально-техническим, рекламным и кадровым обеспечением турфирм. Нелишним будет создание соответствующего международным стандартам гостинично-сервисного комплекса, а также сети туристических комплексов.

«Разумная ценовая политика, развитие соответствующей инфраструктуры, транспорта, коммуникации и так далее. Одно из предложений – отмена НДС для гостиниц, снижение стоимости въездных виз до сренеевропейского уровня», – привел свои доводы Пеев.

Между тем, по мнению председателя Центра защиты прав человека и потребителя «Атакент» Сергея Федосеева, законодательная база в Казахстане развита и дает возможность работать как в сфере туризма, так и в гостиничном бизнесе. Вся проблема, на его взгляд, заключается в неорганизованности работы туристической отрасли.

«Туризм в нашем государстве то как обласканное дитя, то как изгой. На заре независимости у нас было министерство туризма и физической культуры, потом комитет туризма кочевал по разным ведомствам и теперь это всего лишь маленький департамент министерства по инвестициям и развитию», - сетует он на отсутствие влиятельного компетентного госоргана и неприкаянность участников рынка.

Федосеев указал на отсутствие ярких туристических брендов Казахстана, кроме устаревших и уже давно нуждающихся в обновлении курортов, таких как Алаколь, Боровое, Капшагай и другие.

«Были предложены масштабные проекты и затрачены огромные деньги, но не получилось у нас под Алматы Куршевеля. Поэтому в стране в основном преобладает выездной туризм – все хотят ехать в Китай, Турцию, Эмираты и Европу. Турфирмы ориентированы именно на такой отдых», - констатирует он.

Глава неправительственной организации указал на отсутствие возможности для иностранных туристов познакомиться с национальной культурой казахов. «Иностранцы приезжают в Казахстан в надежде увидеть национальную идентичность казахов, а не Европы. Где наши этноаулы? Они должны быть прямо на въезде в город. На нашей огромной разнообразной территории можно развивать пассивный и активный туризм, используя горы, реки, море», - считает Федосеев.

Привлекательным направлением он назвал туры на "Байконур". «Кто бы не хотел попасть на запуск ракеты, как это делается во все мире? Почему-то у нас это невозможно сделать. Почему это табу для нас? Организуйте площадки просмотра, привлекайте туристов», – призывает собеседник.

Отсутствие на ресепшенах отелей и на вокзалах карт города, неразработанные маршруты гидов, отсутствие информационных киосков, неподготовленные кадры – председатель Центра «Атакент» продолжил перечислять проблемы сферы туризма.

Кроме того, добавил он, отели не соответствуют госстандартам. «Многие отели рисуют себе звезды по желанию, чтобы поднять цены. Вы удивитесь, но многие 5-звездочные отели не сертифицированы и не соответствуют ГОСТу, услуги оказываются с нарушением стандартов», - заявил Федосеев.

По его мнению, на сайте департамента по защите прав потребителей необходимо разместить информацию о соответствии отелей стандартам. «У каких отелей какие звезды согласно стандарту, какие турфирмы сертифицированы, а какие нет. И пусть потребитель выбирает сам», - предлагает он.

В заключение Сергей Федосеев подчеркнул, что такие страны, как Египет и Турция, не имевшие ранее сильной туристической отрасли. тем не менее добились огромных успехов и увеличили долю туруслуг в ВВП в разы. "А мы, имея такой большой потенциал, топчемся на месте, а в каких-то позициях уступаем", - резюмировал он.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.