Автопром Казахстана: как менялся рынок за последние 10 лет

Производство восстановилось после кризиса 2015 года

2 марта 2020 года
    

За 10 лет автопроизводство Казахстана успело пережить один кризис и восстановиться. Редакция LS публикует обзор по рынку авто в стране.

2020 год

Продажи

По данным союза "КазАвтоПром" в январе 2020 года казахстанцы купили 5,2 тыс. авто, что на 19,8% выше результата годичной давности. На приобретение машин казахстанцы потратили 44,9 млрд тенге ($118 млн), что на 9,8% больше января 2019 года. При этом 65% покупок пришлись на казахстанскую продукцию (3,3 тыс. единиц), 35% (1,8 тыс. авто) – на импорт.

"Рост казахстанской экономики, который по итогам января достиг 3,6%, стал благоприятным фоном для ситуации на авторынке. Продажи новых автомобилей в январе продемонстрировали 20%-ный рост. Большинство посетителей автосалонов выбирают предложения отечественных производителей: на долю казавтопрома пришлось 65% продаж в январе. При этом основу спроса составляют модели стоимостью до 5 млн тенге. Рыночная доля отечественных производителей в текущем году продолжит расти по мере обновления модельного ряда и развития инструментов кредитования", – заметил директор по стратегическому планированию союза Артур Мискарян.

В рейтинге легковых моделей сборки по итогам января лидируют Lada Granta (448 единиц), Ravon Nexia (439 единиц) и Hyundai Tucson (362 единицы). Замыкают топ-5 моделей Hyundai Creta (329 единиц) и Toyota Camry (268 единиц). В первую десятку потребительских предпочтений вошли также KIA Rio (255 единиц), Lada Vesta (218 единиц), Ravon R4 (216 единиц), Hyundai Accent (179 единиц) и Hyundai Elantra (171 единица).

Копирование таблицы другими СМИ запрещено

Производство

В январе 2020 года объемы выпуска авто выросли на 81,9% по сравнению с показателями прошлого года до 5,9 тыс. единиц. Общая стоимость произведенных транспортных средств, включая легковую, грузовую, автобусную технику и прицепы, составила 35,8 млрд тенге. Вклад предприятий в структуру ВВП вырос на 68,9%.

Из общего числа производство легковых авто выросло на 67% до 5,2 тыс. единиц, грузовых авто – выросло в 8,1 раза до 549 единиц, прицепов в 11,4 раза до 91 единицы, автобусной сократилось на 15,4% до 33 единиц.

Средний уровень локализации автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям более 50%.

2019 год

Продажи

В 2019 году казахстанцы приобрели 71,4 тыс. новых авто, что на 23,3% выше показателей 2018 года. На покупку было потрачено 654,3 млрд тенге ($1,71 млрд), что на 31,8% больше предыдущего года.

Из них 42,2 тыс. покупателей (59,1%) остановили выбор на казахстанских авто и заплатили 311 млрд тенге. Выручка выросла на 71%.

Наиболее востребованными брендами по результатам 12 месяцев стали Lada (15,4 тыс. авто), Hyundai (14,8 тыс. авто), Toyota (14,2 тыс. авто). Пятерку лидеров замыкают KIA (3,7 тыс. единиц) и Ravon (3,6 тыс. единиц). В топ наиболее успешных марок вошли также Renault (2,6 тыс. единиц), GAZ (2,5 тыс. единиц), Nissan (2,3 тыс. единиц), UAZ (2 тыс. единиц) и Volkswagen (1,7 тыс. единиц).

Производство

За год в Казахстане было произведено 50,4 тыс. единиц автотранспортных средств на 359,5 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении выросли на 55,8%, а вклад в ВВП увеличился на 62,5%.

Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал в отчетный период достигли 9,1 млрд тенге.

Между тем из общего числа производство легковых авто выросло на 46,8% до 44,1 тыс. единиц, а выпуск автобусной техники увеличился в 2,6 раза до 1,1 тыс. единиц. Производство грузовых авто выросло в 3,4 раза до 4,2 тыс. единиц, прицепов – в 1,7 раза до 860 единиц, специализированной автотехники сократился с 227 единиц до 187 единиц.

"Благодаря растущей покупательской активности автопроизводство в 2019 году преодолело докризисный показатель: выпуск отечественных заводов превысил отметку 50 тыс. авто. Всего было произведено 50,4 тыс. техники, что на 55,8% больше прошлогоднего показателя. Вклад автопрома в ВВП республики составил 359,5 млрд тенге. В этом году развитие отрасли будет зависеть от стабильности в валютном секторе и доступности кредитов для бизнеса и потребителей. По предварительным прогнозам, в 2020 году растущий спрос на технику отечественного производства и работа предприятий по обновлению и расширению модельного ряда выпускаемой техники позволят отрасли приблизиться к показателю 60 тыс. авто", – заметил Мискарян.

Экспорт

Экспорт авто из Казахстана в 2019 году по сравнению с годом ранее вырос в 10 раз до 2,6 тыс. единиц. Основными покупателями машин казахстанской сборки стали Россия и Узбекистан.

Основная часть зарубежных продаж в 2019 году пришлась на JAC (1,5 тыс. единиц), Hyundai (716 единиц) и Ravon (442 единицы). Эти марки заказывают дистрибьюторы марок в соседних странах.

Предыдущие годы

Пик, дно и восстановление

С 2010 года в Казахстане введено свыше 130 новых машиностроительных производств на 400 млрд тенге. Создано свыше 14 тыс. рабочих мест.

За 10 лет автопром страны успел упасть в 2015 году и восстановиться в 2019 году.

Если в 2010 году объемы производства составляли 4 тыс. единиц, в 2014 году был пик в 40,8 тыс. единиц.  Затем в связи с уходом тенге в свободное плавание автопроизводство упало до 15,2 тыс. единиц в 2015 году и 7,7 тыс. единиц в 2016 году.

Чтобы поддержать авторынок, в 2015 году в Казахстане инициировали программу льготного автокредитования. С возвращением интереса покупателей, в 2017 году автопроизводство стало восстанавливаться (19,6 тыс. единиц) и в 2019 году превысило рекорд 2014 года.

Между тем пока автопроизводство побило исторический рекорд, в сфере продаж еще далеко до достижения показателей 2014 года, когда было приобретено почти 160 тыс. новых авто. По итогам 2019 года было куплено 71,4 тыс. авто.

Если же сравнить объемы производства 2010 и 2019 годов, объемы производства в Казахстане выросли в 12,5 раза. Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 26% против 4% в 2010 году. Доля автопрома в промышленности составила 1,9%.

Прогнозы

По ожиданиям правительства, в 2020 году в Казахстане будет начато производство свыше 10 новых моделей авто. Общий объем выпуска авто планируется довести до 100 тыс. единиц. Из них 10-15 тыс. будут отправлены на экспорт в Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан и другие страны.

Помимо этого, в сентябре 2020 года будет запущен завод Hyundai мощностью 45 тыс. единиц в год. Объем инвестиций в строительство составил 25 млрд тенге. За счет нового производства будет создано до 700 тыс. рабочих мест.

"Ранее автомобили Hyundai собирались на заводе "СарыаркаАвтоПром". После запуска будем собирать сами. При этом мы хотим постепенно переходить с крупноузловой сборки на мелкоузловую, что в итоге приведет к полному производству авто, а не сборке. В 2021-2022 годах после сентябрьского запуска мы будем расширяться до технопарка, в котором получится производить сидения, стекла. Также будем привлекать МСБ, которым будем сдавать помещения и покупать у них произведенные автокомпоненты", –  прокомментировал строительство завода глава Astana Motors Нурлан Смагулов. 

Также планируется увеличивать долю местного содержания в сборке авто за счет перехода на новые соглашения о промышленному производству транспортных средств с начала 2021 года.

Кроме того, будет развиваться производственная кооперация с партнерами казахстанских автопроизводителей, в том числе по производству автокомпонентов. Продолжится освоение производств электромобилей.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.