Авиаперелеты могут существенно подорожать – от 15% до 30%. Такой прогноз LS озвучил эксперт Серик Мухтыбаев.
По его словам, основной причиной роста цен является дефицит топлива, который, по разным данным, составляет 300-400 тыс. тонн в год.
"Наши НПЗ не вырабатывают достаточное количество ГСМ для обеспечения перелетов как внутри, так и за пределами страны. Основным поставщиком является Россия. Но сейчас в связи с геополитической ситуацией может возникнуть серьезный дефицит авиатоплива внутри РФ. В том числе из-за многочисленных атак на НПЗ соседней страны летний сезон для гражданской авиации может оказаться очень сложным. Нельзя исключать и то, что Россия может ввести запрет на экспорт своей продукции", – пояснил С. Мухтыбаев.
Собеседник LS озвучил данные министерства энергетики, согласно которым при потребности страны 900 тыс. тонн в год внутреннее производство ТС-1 и РТ выросло до 644 тыс. тонн (с 301 тыс. тонн). При этом импорт авиаГСМ из России вырос со 185,5 тыс. тонн в 2022 году до плановых 300 тыс. тонн в 2024 году.
"Таким образом, уменьшение объемов поставок из России может вызвать нехватку на внутреннем рынке Казахстана. Это приводит к увеличению стоимости, что влияет на цены авиабилетов и логистику. Иными словами, могут подорожать пассажирские и грузовые перевозки", – уточнил эксперт.
Он добавил, что дефицит топлива и рост цен могут негативно сказаться на транспортной и логистической отраслях, которые критически зависят от авиакеросина. С учетом того, что Казахстан является важным транзитным узлом между Европой и Азией, перебои также могут повлиять на международные авиаперевозки, что затронет не только РК, но и другие страны региона.
"Пока профильные министерства молчат, а что будет с началом весенне-летней навигации, когда потребность в топливе увеличится в разы? Тогда вопрос будет стоять не в повышении цены на билеты, а в том, полетит сегодня самолет куда-нибудь или нет", – выразил опасения Мухтыбаев.
Он напомнил, что в 1990-2000 годы Казахстан уже переживал проблемы с дефицитом авиационных ГСМ, когда воздушным судам приходилось делать техпосадку на дозаправку за пределами страны, а также заполнять бак за рубежом.
"Несмотря на то, что готовятся нормативные документы, касающиеся возможности использования экологичного JET-1, это далекая перспектива. Потому что нет национального стандарта авиационных ГСМ. Помимо того, топливозаправочные комплексы в большинстве аэропортов не готовы к работе с данной продукцией", – заметил собеседник LS.
Отличие мирового стандарта Jet A-1 от применяемых в странах Таможенного союза марок ТС-1/РТ в основном состоит в технологии производства и хранении, уточнил Мухтыбаев. По его словам, замена и даже краткосрочное смешивание Jet A-1 с близким по характеристикам ТС-1 допускаются, но только в баках самих авиалайнеров, которые сразу его сжигают в очередном полете. Однако категорически нельзя смешивать эти два вида топлива в цистернах аэродромных топливозаправщиков, железнодорожных цистернах и топливохранилищах, где при долгосрочном смешанном хранении могут серьезно нарушиться физико-химические свойства более экологичного Jet A-1.
Он отметил, что в результате нехватки ГСМ их стоимость вырастет, что автоматически скажется на авиабилетах. Изменение ставки НДС также может оказать свое влияние. По словам собеседника LS, пока неизвестно, какой налог будет у перевозчиков – 10%, 16% или 0%.
"Билеты на международные рейсы могут подорожать от 15% до 25-30%. Все зависит от стоимости топлива, закупок и сезонности. Лето подразумевает пиковые цены, которые в зимний период сдерживались для сохранения спроса. Наибольшее увеличение стоимости ожидается на маршруты в туристические страны, такие как Турция и Египет. Перед Наурызом цены уже поднимаются, так как в длинные выходные народ будет летать в ОАЭ и другие места отдыха", – спрогнозировал С. Мухтыбаев.
Внутри страны удорожание будет не таким динамичным. По подсчетам эксперта, все будет зависеть от спроса, инфляции, налоговых изменений и коммерческих интересов авиакомпаний.
При этом собеседник LS считает, что спрос на перелеты в другие страны может остаться прежним, так как интерес казахстанцев к зарубежным поездкам сложно погасить.
"Если у нас будет развиваться внутренний туризм и будут адекватные цены, возможен какой-то перелом в сторону отдыха в Казахстане. Но пока такой тенденции не наблюдается. Единственное, Алаколь пользуется очень большим спросом. Но там сезон короткий. Поэтому, несмотря ни на что, люди будут летать за рубеж – откладывать деньги, брать кредиты и т.д.", – заметил эксперт.
Для стабилизации цен на авиабилеты, по словам С. Мухтыбаева, в первую очередь нужно обеспечить топливную независимость.
"Мы как нефтедобывающая страна должны обеспечивать ГСМ не только сектор авиации, но и все другие направления. У нас всегда говорят, что у соседей высокая стоимость, поэтому наше топливо вывозят. Но кто не дает возможности остановить это? Если установить запрет и дифференцированные цены на авиакеросин для полетов внутри страны и по международным направлениям, я думаю, каким-то образом ситуацию можно стабилизировать", – пояснил собеседник LS.
Также, по его словам, нужно создать здоровую конкуренцию на рынке. По словам С. Мухтыбаева, сфера внутренних авиаперевозок является высококонцентрированной, и эту проблему необходимо решить.
Кроме того, по словам собеседника LS, нужен поиск альтернативных поставщиков. Казахстан может начать искать другие источники импорта авиатоплива, например, из стран Азии и Ближнего Востока. Однако это потребует времени и может быть связано с дополнительными логистическими и финансовыми затратами.
Особое внимание стоит уделить ускорению развития собственных нефтеперерабатывающих мощностей для снижения зависимости от импорта.
Ранее LS сообщал, что в Казахстане нашли способ закрыть спрос на авиатопливо.