Сотовые войны: первая кровь

17 сентября 2011 года

Данияр Темирбаев

На поле боев между сотовыми операторами Казахстана появилась «первая кровь». Шведский Tele2, новый и самый агрессивный игрок на местном рынке, фиксирует первый миллион абонентов. Учитывая высокую степень проникновения мобильной связи в стране, можно предположить, что часть клиентов других операторов связи подумывают о смене лояльности. Сложно сказать, кто из конкурентов Tele2 уже несет потери – отчетность КаР-Тел/Beeline и GSM Kazakhstan/Kcell впереди. Но можно ожидать, что дальнейшее шествие Tele2 по стране будет не таким легким, как прежде. А все потому, что «проснулся», образно говоря, «фиолетовый бегемот» локала - GSM Kazakhstan/Kcell. И его первый рык в сторону конкурента услышала вся «местная саванна» - «11 тенге на все номера». Tele2 рапортует Как и прогнозировал LS, агрессивный маркетинг Tele2 в Казахстане принес результаты. Новый игрок на локальном рынке рапортует о том, что число абонентов Tele2 в стране уже «превысило 1 миллион человек». «В конце августа мы достигли замечательной цифры - мы перешли планку больше миллиона абонентов. Это активная база трехмесячная. Это не просто проданные сим-карты и мертвые души. Это действительно абоненты», - заявил председатель правления «Tele2 Казахстан» Андрей Смелков на пресс-конференции в Астане в пятницу, 16 сентября. Менеджмент сети не сообщает сравнительные данные с предыдущими периодами. Однако, скорее всего, можно говорить о кратном росте абонентов Tele2 в РК – по данным AC&M Consulting, на конец марта сеть насчитывала 308 000 пользователей. Г-н Смелков неслучайно акцентирует внимание на том, что речь идет о реальных абонентах. Ведь конкуренты Tele2 и аналитики знают, что такое бесплатная массированная раздача сим-карт, которые к тому же «заряжены» единицами разговора. Но стоит признать, что главная ударная сила Tele2 – это тариф «8 тенге на все направления», причем с первой минуты разговора. Казахстанцам после долгих лет дорогой сотовой связи сложно было устоять против этой маркетинговой «хлопушки», и люди потянулись в офисы Tele2. Шведы сделали свое дело – они доказали, что мобильная связь в Казахстане может быть гораздо дешевле. Основываясь на первых боевых сводках, Tele2 хочет большего - увеличить абонентскую базу до 2,3–2,5 млн «до конца 2012 года». Ведь Tele2 обещал своим акционерам не менее, чем 30%-ную долю рынка в Казахстане к 2015 году. С апреля по август оператор начал работу под своим брендом в шести областях: Актюбинскй, Западно-Казахстанской, Алматинской, Акмолинской, Карагандинской, Мангыстауской, а также в обоих столицах - Алматы и Астане. До конца года, как ожидается, Tele2 появится в оставшихся регионах. Ставка на интерконнект Надо сказать, что тариф «8 тенге на все направления», по сути, оплачивается из кармана Tele2. Ведь за звонки на номера других операторов связи (так называемый, интерконнект) Tele2 платит гораздо больше. Цель очевидна – «набрать массу». Но так долго продолжаться не может, и это понимает казахстанский менеджмент Tele2, добивающийся снижения стоимости интерконнекта от конкурентов. «Мы полагаем, что еще есть достаточный запас для дальнейшего уменьшения тарифов для конечных пользователей, основным препятствием на пути которого является высокая ставка интерконнекта. Но для решения этого вопроса необходимо вмешательство Министерства связи и информации и Агентства по защите конкуренции РК», - заявил Смелков. «Если интерконнект будет снижен до 5 тенге [за минуту], то мы еще будем снижать тарифы», - отметил глава Tele2 Казахстан. Этот «крестовый поход» шведов на интерконнект вызывает нескрываемое раздражение в стане мастодонтов рынка, прежде всего, у КаР-Тел/Beeline. «Интерконнект, вообще, никого не должен волновать. Те, которых волнует, действуют несколько по иным принципам, и это преступные принципы. Я по-другому эти принципы назвать не могу, потому что это разрушение рынка, разрушение налогооблагаемой базы, разрушение доходов государства, – то, к чему призывают другие операторы», - заявил в одном из интервью LS директор по региональному развитию ТОО «КаР-Тел»/Beeline Евгений Пепеляев. «Интерконнект, - добавил он, - это плата за пользование оборудованием другого оператора. Это крайне важный момент, что, создав эти странные условия, они [новые игроки] будут пользоваться оборудованием развитых операторов, ничего за это не платя. Это неправильно». Заочную дискуссию между участниками рынка может разрешить лишь регулятор в лице Минсвязи, и его веское слово предстоит услышать. Слабое место Tele2 Где тонко, там и рвется. У Tele2 это базовые станции, количеством которых оператор не может похвастаться. И он этого не делает - Tele2, вообще, не называет какие-либо цифры на этот счет. Неудивительно, что качество связи в сети, мягко говоря, хромает. Особенно это заметно при дозвоне на номера Kcell – характерные «квакания» в конце трубы уже всем знакомы. «Мы знаем, что с качеством связи не все хорошо», - признает региональный директор Tele2 Смелков. Превратится ли это знание проблемы в действие по ее устранению, зависит от того, решит ли менеджмент сети главную головоломку: как при таких низких тарифах инвестировать в расширение покрытия базовыми станциями. То, что у Tele2 выступает слабым местом, у самого крупного участника местного рынка, - GSM Kazakhstan/Kcell, - напротив, является главным преимуществом. Что нужно, чтобы при хорошем качестве связи сохранить лояльность абонентов? Правильно: не идти против тренда, а именно снижения стоимости звонков. Kcell, видимо, долго готовился, но сделал очень сильный ход – предложил рынку тариф «11 тенге на все номера», причем с первой минуты разговора. Это на самом деле сильный аргумент для абонентов в пользу того, чтобы не покидать сеть. Разница в три тенге между самыми привлекательными тарифами Kcell и Tele2 легко нивелируется устойчивостью и чистотой связи. И здесь Kcell может устанавливать свои правила игры. То, что самый крупный сотовый оператор в стране вступил в схватку с варягом, говорит о двух очевидных вещах. Первое: Tele2 смог спровоцировать снижение стоимости сотовой связи в Казахстане. Второе: главные битвы шведов в Казахстане впереди.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.