Дулат ЖАМБАЙ
Запуск комплекса по производству ароматических углеводородов на базе Атырауского НПЗ (АНПЗ) позволит Казахстану значительно увеличить передел в нефтепереработке. Проект будет финансироваться китайской стороной и иметь гарантированный сбыт конечной продукции – бензола и параксилола. КНР готова закупать весь объем этой продукции. При этом новое производство обеспечит внутренний рынок большими объемами высокооктанового бензина, отвечающего экологическим стандартам не ниже Евро-4. Таковы доводы нефтегазового холдинга «КазМунайГаз» (КМГ) в пользу проекта. Однако казахстанская общественность продолжает беспокоиться относительно экологических аспектов будущего комплекса на АНПЗ и настаивает на переносе производства на 50-100 км от Атырау. Фактически Атырауский НПЗ всегда занимал особое место в казахстанской нефтепереработке. Ведь этот завод работает на казахстанском сырье, что выгодно отличает его от того же Павлодарского НПЗ, завязанного на западносибирскую нефть. Неслучайно КМГ планирует реализовать сразу несколько инвестиционных проектов по модернизации АН ПЗ в течение 2009-2015 годов. В частности, на собственные средства нацкомпания проводит реконструкцию установок замедленного коксования и первичной переработки нефти. Проект стоимостью около $120 млн планируется завершить в декабре 2010 года. В результате предполагается увеличить выработку светлых нефтепродуктов, в частности, дизельного топлива на 150 тыс. тонн в год. Другим важным проектом, который планируется осуществить на АНПЗ, является строительство комплекса глубокой переработки нефти. На стадии ТЭО стоимость проекта оценивалась в $1,35 млрд. В результате на заводе не будет выпускаться мазут, зато будут производиться дизтопливо, высокооктановый бензин и авиакеросин, отвечающие стандартам Евро-4. Однако, пожалуй, самым амбициозным проектом по модернизации АНПЗ является строительство комплекса по производству ароматических углеводородов. Генеральным подрядчиком проекта стоимостью $1,04 млрд выступает китайская Sinopec Engineering. Ведь заемные средства на его реализацию предоставляет Эксимбанк КНР . Речь идет о так называемой «связанной» кредитной линии банка Казахстану на $3 млрд, которая предполагает преимущественный закуп китайских товаров и услуг. Японская Marubeni Engineering также принимала участие в тендере по выбору генподрядчика, однако ее предложение было неконкурентоспособным – компания запросила $3,4 млрд. Как сообщил LS представитель КМГ, японская компания просто не успела оценить риски по проекту и выставила максимально возможную цену за строительство. Завершение строительства этого комплекса намечается на начало второго квартала 2013 года. Проект интересен тем, что китайская сторона не только согласна финансировать и непосредственно участвовать в строительстве, но и готова полностью покупать конечные продукты нефтепереработки – бензол и параксилол. Они используются для получения капронов, пластмасс, красителей и ядохимикатов для сельского хозяйства, стройматериалов и мебельной фурнитуры, а также различных автокомпонентов. Кроме того, бензол и параксилол являются сырьем для газохимического производства, которое в Казахстане будет со временем налажено в той же Атырауской области близ поселка Карабатан. Однако создание производства ароматических углеводородов на АНПЗ вызывает беспокойство общественности Атырауской области. Представители экологических НПО региона считают, что китайская компания сэкономит на экологической составляющей проекта. Общественность Атырау лихорадочно ищет варианты для переноса комплекса хотя бы на 50-100 км от областного центра, в частности, в тот же Карабатан. В качестве примера местные экологи приводят факт переноса строительства аналогичного комплекса в Китае - из курортного Сямынь (провинция Фуцзянь). Действительно, еще в 2007 году в непосредственной близости от этого портового города, расположенного близ Тайваньского пролива, компания Tenglong Aromatic PX планировала построить комплекс по производству ароматических углеводородов мощностью 800 тыс. тонн параксилола в год, стоимостью $1,4 млрд. Однако проект был прерван в связи с массовыми акциями протеста местных экологов. Ближайший жилой дом располагался примерно в 1,6 км от будущего комплекса. Как сообщала авторитетная американская газета The Washington Post, представители китайских экологических организаций разослали массу SMS на мобильные телефоны горожан о том, что открытие производства лишит курорт репутации места, имеющего чистый воздух и уникальную природу. Экологам удалось организовать массовые демонстрации против организации производства в Сямыне, которые продолжались несколько дней подряд. Кроме того, рядовые китайцы послали более 1 млн SMS с требованием прекратить строительство в курортном городе. Китайские СМИ стали активно освещать эти события, и тема попала в поле зрения высокопоставленных чиновников в Пекине. В результате строительство было приостановлено премьер-министром КНР Вэнь Дзябао, который поручил провести соответствующее экологическое расследование дела. Сами протестующие оценили это как редкую победу общественного мнения над интересами бюрократии из компартии Китая. Несколько месяцев спустя стало известно, что завод будет перенесен в район рыбацких городков в Тайваньском проливе в 80 км на юго-запад от Сямыня. И здесь экологи провели акции, распространив практически в каждый дом информационные буклеты о возможном вреде нового производства. В итоге прошли массовые демонстрации против размещения данного производства, в которых приняли участие около 10 тыс. манифестантов. В начале декабря уже 2009 года власти города Чжанчжоу, находящегося в той же провинции Фуцзянь, заявили о том, что планируют организовать кампанию о выгодах размещения комплекса, поскольку министерство защиты окружающей среды КНР объявило, что очередным местом реализации проекта выбран именно Чжанчжоу. Стоимость комплекса значительно выросла – до $2 млрд с первоначальных $1,4 млрд. При этом на решение экологических вопросов было выделено 830 млн юаней уже бюджетных средств. Но до сих пор нет гарантий, что это окончательное место строительства завода. После всех этих китайских страстей неудивительно, что казахстанские НПО заявили о планах подать в суд на КМГ с тем, чтобы добиться переноса строительства комплекса ароматики из Атырау в Карабатан. Расхоже мнение, что такие производства размещаются, как правило, в развивающихся странах с либеральными экологическими требованиями. Однако статистика свидетельствует об обратном. К примеру, основной объем производства параксилола приходится на промышленно развитые страны. Крупнейшими экспортерами этого продукта являются Япония (29% мирового экспорта), США (17%), Южная Корея – (15%) и Сингапур – (10%). Несмотря на это, на поверхности остаются вопросы о том, будет ли новое производство отвечать современным экологическим стандартам и не опасно ли его размещение в Атырау. Фактически мониторинг расположения подобных производств в мире показывает, что многие из них находятся непосредственно в крупных городах. Такая практика сложилась исторически из-за того, что эти города сами являются крупными потребителями продуктов нефтехимии, имея развитую логистическую базу. В соседней России параксилол производится на крупных Новоуфимском и Омском НПЗ, также расположенных непосредственно в черте города. Существующие в Европе заводы, производящие параксилол, отвечают высоким экологическим требованиям не столько за счет создания специальных санитарно-защитных зон между промышленным объектом и жилой зоной, а преимущественно посредством внедрения надежной системы управления и защиты. В этой связи экологические вопросы все же требуют весьма скрупулезного изучения. Казахстанцы традиционно не склонны безоговорочно верить обещаниям о высокотехнологичности чего бы то ни было китайского происхождения. Это же относится и к проекту с участием Sinopec Engineering. Возможно, стоит поверить заверениям КМГ (интервью на стр. 36) о надежности китайского оборудования, которое будет поставлено в рамках проекта. Ведь оно, если верить утверждениям представителей холдинга, производится по технологии французской Axens, которая совместно с Exxon Mobil Chemical предоставляет лицензии на свои технологии по производству параксилола по всему миру. Только с 2005 года, по данным «КазМунайГаза», Axens выдало лицензии объемом порядка 10 млн тонн производства параксилола и бензола в год при том, что текущие объемы мирового производства параксилола составляют около 26 млн тонн в год. В случае если экологические требования при строительстве и эксплуатации комплекса по производству ароматических углеводородов в Атырау будут действительно соблюдены, то страна получит не только увеличение доли отечественного высокооктанового бензина на внутреннем рынке, но и ежегодное производство параксилола объемом до 496 тыс. тонн в год. По сути, это и есть диверсификация казахстанского экспорта, представленного пока преимущественно сырьем. Осуществятся ли эти благие намерения на самом деле или нет, покажет время. Поживем – увидим.
Валюта
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
USD/KZT
510.19
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
RUB/KZT
6.46
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
EUR/KZT
582.79
Рынки
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NASDAQ
12030.8
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
FTSE 100
7702.64
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
DOW Ind
33176.2
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
HKSE
19948.7
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
S&P 500
4079.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
NYSE
15155.6
Товары
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Brent
73.52
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Платина
1048.5
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Газ
2.11
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Медь
3.865
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Серебро
26.225
//= '/' . 'rates' . "/" . $item['type'] . '/' . $item['symbol'] ?>
Золото
2055.1
ВСЕ РАЗДЕЛЫ