Не так давно ForteBank осуществил ребрендинг (после чего, собственно, и получил свое нынешнее звучное имя), а также сменил прописку, перебравшись в Астану. И вот теперь банк заявляет о своей готовности к новым свершениям – приобретению активов. В интервью LS CEO ForteBank Гурам Андроникашвили также высказал свое мнение по поводу слияния НПФ, вывода из-под управления государства БТА, Альянс и Темир банков, порассуждал о возможном перемещении финансовой столицы из Алматы в Астану, а также объяснил, почему он против создания "черного списка" проштрафившихся финансистов.
- Гурам, с чем связан переезд ForteBank в Астану? По информации профучастников, до 2015 года ожидается переезд Халык банка в Астану. Как Вы думаете, произойдет ли вслед за этим смещение финансового центра из Алматы в столицу?
- Конечно, есть значительное смещение в сторону Астаны, но я не стал бы говорить об окончательной передислокации финансового центра в столицу. Даже при переезде головного офиса Халык банка в Астану, 75% банковского рынка, я имею в виду головные офисы, остается в Алматы. Не будем также забывать, что в Алматы на сегодняшний день находятся Национальный банк и Казахстанская фондовая биржа (KASE). Почему ForteBank принял решение перебраться в Астану? Мы видели, как развивалась новая столица последние десять лет. Если первоначально Астана воспринималась многими как сугубо административный центр, то сейчас бизнес постепенно стал перемещаться в столицу. Мы должны быть ближе к клиентам, то есть к тем людям, которые принимают решения. Думаю, перемещение бизнеса из Алматы в Астану будет продолжаться и впредь. Нам лестно, что ForteBank стал одним из пионеров банковского сектора, принявших решение перебраться в столицу. -
- Как Вы оцениваете последние события на финансовом рынке – в частности, решение правительства вывести из-под управления государства БТА, Альянс и Темир банков? Выживут ли они без опеки?
- Выскажу лишь свое персональное мнение относительно того, как государство должно взаимодействовать с бизнесом. Задачей государства не должно быть управление бизнес-структурами. Думаю, что государства в мире не самые эффективные менеджеры в коммерческих организациях. Государство эффективно в решении политических, социальных задач. Поэтому считаю правильным решение правительства о выходе из банков БТА, Альянс и Темир. Да, в период кризиса многие государства, в том числе и Казахстан, поддержали банки, чтобы спасти финансовую систему и экономику в целом. Как эти банки будут развиваться дальше? По моему мнению, перед государством в данном случае стоят две задачи.
Первая – возврат бюджетных средств. Вторая – найти правильного стратегического инвестора, который сможет управлять этими банками. Вопрос дальнейшего развития этих трех банков зависит от того, найдется ли правильный инвестор с хорошей командой, правильной стратегией, возможностью вновь выстроить внутреннюю структуру и бизнес-процессы этих банков и дальше их развивать. Я думаю, большое внимание должно быть обращено на покупателя. Не хотелось бы, чтобы произошла ситуация, при которой государству через несколько лет вновь пришлось бы выкупать, капитализировать и фондировать эти банки. Полагаю, что выход государства из капитала этих банков может быть постепенным. Можно осуществить и частичный выход государства, чтобы стабилизировать ситуацию. На самом деле, тут множество вариантов. Думаю, в команде ФНБ "Самрұқ-Қазына" есть немало квалифицированных специалистов, которые могут принять правильное решение.
- В начале года зампред Нацбанка Данияр Акишев предложил создать "черный список" банкиров, включив в него скомпрометировавших себя топ-менеджеров финсектора. Как вы относитесь к этой идее?
- Мне не по душе сам термин "черный список". Во многих странах есть правило, согласно которому акционеры или руководство обанкротившегося банка не имеют права владеть или руководить другими банками. Оно и понятно: банкир должен отвечать не только перед акционерами за финансовую деятельность, на нем также лежит ответственность перед депозиторами. Идея с "черным списком" не уникальна. Но не стоит забывать, что сейчас при назначении топ-менеджера в любой казахстанский банк кандидат проходит согласование в Национальном банке, он должен пройти тестирование, получить рекомендации от авторитетных людей из финансового "цеха". При этом за Нацбанком остается право "давать добро" на назначение. Поэтому и без "черного списка" Нацбанк обладает рычагами – допустить или не допустить человека к руководству финансовым институтом. Если делать это официально, путем публикации того же "черного списка", получается какой-то карательный метод.
- Как Вы оцениваете решение о создании единого пенсионного фонда в Казахстане?
- Пенсионные фонды я считаю такими же бизнес-структурами, как банки, поскольку НПФ привлекают вкладчиков, обеспечивают сохранение, увеличение и возврат их денег. НПФ должны конкурировать между собой. Только в этом случае у человека появляется выбор и возможность вкладывать средства в тот фонд, который позволит заработать больше. Мы же, например, не говорим, что все депозиты должны быть в одном месте – у государства, потому что оно обеспечит их сохранность. То же самое и с пенсионными сбережениями. Они могут быть у разных пенсионных фондов, если их правильно регулировать и осуществлять над ними надзор. Я думаю, в любой бизнес-сфере конкуренция обязательна. Она обеспечивает право выбора и более высокую прибыльность для вкладчиков. К тому же, при отсутствии конкуренции достаточно трудно оценивать качество принятых решений. Впрочем, все зависит от того, какая цель преследуется. Если задача стоит в создании удобств для граждан, в повышении доходности вкладов, то, я думаю, что ПФ должны быть частными. Если вопрос в том, что ПФ в дальнейшем не обеспечат доходности, сохранности денег вкладчиков, то тогда фонды нужно объединить в единый госфонд. Но я не знаю примеров развитых стран, где все пенсионные фонды контролировались бы только государством.
- В прошлом году ForteBank завершил ребрендинг. Насколько удачным было это решение? Каким образом отразилось такое обновление на деятельности банка, лояльности со стороны клиентов?
- При проведении ребрендинга для нас наиболее важным было даже не изменение названия – с Метрокомбанк на ForteBank. Мы в первую очередь преследовали цель изменить философию деятельности банка, обслуживания клиентов, внутренних процессов банка, работы наших филиалов. Новое имя банка мы объявили в мае прошлого года, но предварительная работа по общему изменению позиционирования на финансовом рынке началась задолго до этого и заняла 1,5-2 года. Когда был приобретен Метрокомбанк, акционеры поставили перед нами задачу работать с клиентами малого и среднего бизнеса (МСБ) и с корпоративными клиентами малого и среднего размера в Казахстане. И мы достаточно успешно начали реализовывать эту стратегию под старым названием. Но я думаю, что сейчас с внедрением нового бренда и нового процесса обслуживания, мы увидим значительное увеличение и расширение нашего бизнеса. Насколько удачным было решение сменить название?
Трудно сказать, ведь прошло всего 9 месяцев, как мы обрели новое имя и внедрили новые ForteОфисы. Но я вижу, что клиенты достаточно доброжелательно относятся к тем изменениям, модернизации, которые мы привнесли в банковский сектор. И, наверное, не только клиентов, но и наших коллег-банкиров тоже интересует: что нового предложит ForteBank? ForteBank намерен изменить представление о банковском сервисе, чтобы продвинуть сектор вперед. Недавно мне рассказали анекдот. У китайца спрашивают: "Что вы думаете о Французской революции XVIII века?" Китаец помолчал, а потом ответил: "Не знаю… Слишком рано говорить о последствиях той революции". Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу также: время покажет. Но уже сейчас очевидно, что проведенный ребрендинг достаточно удачно отражается на наших бизнес-показателях и отношениях с клиентами.
- Расскажите о стратегии развития банка на 2013 год? Ожидается ли запуск новых услуг и продуктов, в частности, кредитных программ?
- Выдумать что-то новое в кредитовании, наверное, уже невозможно. Услуги могут иметь разные оболочки, но принцип остается неизменным: банк выдает деньги на определенных условиях, а клиент эти деньги должен возвратить. И ничего радикально нового ни один банк не придумает. Поэтому я бы поставил вопрос иначе: не какой продукт мы предоставляем, а как: какая скорость при принятии решения, какое качество нашего решения. Согласитесь, то, что клиент хочет получить в банке – не обязательно то, что ему нужно. В нашем банке работают очень сильные финансовые аналитики, которые могут оценить бизнес и предложить альтернативную схему финансирования – или по срокам, или по размеру, или по стоимости. Возьмем обычный телефон. Его придумали больше века назад, и с тех пор его функция, по сути, не изменилась. Стив Джобс не придумал новый телефон, он придумал новый подход – как использовать тот же продукт. ForteBank тоже придумывает новые подходы – как и в каком виде предоставлять услуги своим клиентам. В этом году мы будем запускать новый продукт ForteStandard.
Это упрощенная программа для предпринимателей, которая позволяет получить кредит до 30 млн тенге в очень короткие сроки с достаточно маленьким пакетом документов. Работая в сегменте МСБ, мы видим, что сейчас процесс получения кредитов в банках забюрократизирован, слишком много документов требуется предоставлять. Мы оценили реальную нужду во всей этой документации и поняли, какие бумаги мы можем отменить, а какие можем пересмотреть в каком-то новом виде. Конечно, речь не идет об обходе регуляторных правил, а о более лояльном подходе к клиенту. Поэтому я думаю, что этот вид кредитования у нас будет развиваться и расти достаточно быстро. Кроме того, мы внедряем новый продукт по операционному обслуживанию ForteNoLimit, который работает по принципу абонентской платы. Клиент ежемесячно платит определенную сумму, и все транзакции в любом объеме, которые он осуществляет в ForteBank: переводы, платежи, обслуживание счета и т.д., производятся бесплатно. Каждому казахстанцу хорошо знакома ситуация с поиском "своего" банкомата, с которого можно снять деньги бесплатно, поскольку "чужой" изымает определенную комиссию. Это очень неприятно – тратить время на поиски. А если свой банкомат не работает?..
Платежные карты ForteBank призваны облегчить жизнь нашим клиентам. Мы не работаем с розничными клиентами, но, поскольку сотрудничаем с компаниями, предоставляем их сотрудникам наши платежные карточки в рамках зарплатного проекта. Они позволяют снимать деньги с любого банкомата в Казахстане бесплатно. Повторюсь: все продукты, которые мы внедряем, - не радикально новые, но более удобные и быстрые для клиента. И наша задача в 2013 году – продолжать улучшение сервиса. Конечно, бизнес-задачи перед банком тоже стоят, они очень амбициозные. И эти бизнес-задачи мы решаем легко. Но они для нас не первостепенны, главное – построить правильный банк с правильными клиентами.
- Ваш прогноз-ожидания по финансовой деятельности банка по итогам 2013 года: активы, депозитная база, ссудный портфель, чистая прибыль ForteBank?
- Я думаю, что наш ссудный портфель по итогам текущего года вырастет где-то на 100%, депозитная база, увеличится более чем на 100%. Прибыль мы ожидаем примерно в объеме $4-5 млн. По размерам активов мы особенных планов не строим, поскольку для нас они сами по себе не являются важным показателем. Думаю, реальная деятельность банка отражается в размере кредитов и депозитов. Да, по размеру активов у нас есть цели, но они более общие, чем бизнес-задачи, которые мы ставим перед собой.
- ForteBank финансирует бизнес за счет внутренних средств. Намерен ли банк привлечь внешнее фондирование для дальнейшего развития? В каком объеме?
- На сегодняшний день у ForteBank достаточно ликвидности, чтобы финансировать существующие проекты из собственных средств. И я думаю, что в течение 2013 года мы сможем за счет внутренних средств финансировать те задачи, которые перед нами стоят. В этом году, наверное, мы не будем привлекать зарубежное фондирование. А в среднесрочной перспективе ForteBank обязательно будет привлекать средства извне.
- ForteBank входит в Топ-20 банков Казахстана. Какие цели стоят перед банком в текущем году? Планируете совершить амбициозный рывок и переместиться в первый эшелон банков? Если да, то каким образом, за счет чего?
- Изначально перед нами не стояла задача привести банк в Топ-20 или в Топ-10, нам предстояло достичь иной цели – построить правильный финансовый институт для работы с МСБ и корпоративными клиентами. Как вы знаете, во время приобретения банка в 2010 году мировая экономика и экономика Казахстана, в частности, переживала не лучшие времена. Поэтому быстрый рост банка на тот момент был бы не очень правильной задачей.
Мы развивались достаточно быстро. И мы будем продолжать расти. У нас есть амбиции и возможности для дальнейшего развития. Поэтому я вовсе не исключаю варианта неорганического роста ForteBank – я имею в виду возможную покупку банком новых активов. Мы открыты для интересных предложений и проектов. У нас есть амбиции роста, и они будут реализованы.
Беседовал Елтай ДАВЛЕНОВ