Алкоголь предлагают исключить из перечня свободной торговли в ЕАЭС
Исключить алкоголь из перечня товаров, подлежащих свободной торговле в Евразийском экономического союзе предлагает президент ассоциации «КазАлко» Амиржан Калиев. Как он пояснил LS, административные барьеры России и Беларуси не дают казахстанским производителям зайти на их рынки.
Исключить алкоголь из перечня товаров, подлежащих свободной торговле в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), предлагает президент ассоциации «КазАлко» Амиржан Калиев. Административные барьеры России и Беларуси, по его мнению, не дают казахстанским производителям зайти на их рынки, сообщает LS.
«Если Россия и Беларусь не уберут свои административные барьеры на пути казахстанской продукции на их рынки, наверное, стоит исключить алкоголь из перечня товаров, которые подлежат свободной торговле в Таможенном союзе, придав ему национальный режим регулирования с возможностью принятия адекватных мер ограничения импорта и в Казахстане», - заявил А.Калиев.
Согласно условиям договора о Таможенном союзе, казахстанской стороной с 1 июля 2010 года были упразднены все барьеры для поступления российского и белорусского алкоголя на отечественный рынок без ограничений по количеству и качеству, что привело к росту импорта водки в пять раз и ликероводочной продукции - в десять раз.
«По самым скромным оценкам, импорт достигает уже 20-25% от общего объема рынка. В крупных городах более половины полочного пространства, в гипермаркетах 60–70% полок заняты алкоголем, произведенным соседями по Таможенному союзу. Тогда как их рынки для нашей алкогольной продукции, несмотря на пятый год функционирования союза, остаются закрытыми», - отметил эксперт.
Так, в Беларусь практически невозможно завозить водочную продукцию, поскольку в стране сохраняется государственная монополия на производство этилового спирта и крепкого алкоголя.
"Министерством торговли определен перечень алкогольных напитков, на которые не распространяется исключительное право государства. Свободно завозить можно пять видов элитного шампанского из Франции, 13 видов французских и армянских коньяков с выдержкой более десяти лет, семь наименований виски с выдержкой не менее 12 лет, по четыре наименования рома и джина. На все остальное – исключительное право государства, а на ввоз в Беларусь алкогольной продукции необходимо получить квоту Минторга", - пояснил А.Калиев.
В России используется обеспечительный платеж в размере 401 рубля на литр ввозимой водочной продукции с ежегодной индексацией, который превышает стоимость товара в 3-3,5 раза. «По сути, это замораживание и отвлечение оборотных средств. Не каждое казахстанское предприятие может осилить ее. Это мешает нам сегодня выходить на российский рынок», - утверждает собеседник LS.
Казахстанский спирт в Россию не поставляется. Заключенные ранее контракты остаются не исполненными, так как нет официального разрешения со стороны Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка России на импорт этилового спирта и алкогольной продукции из Казахстана. Соотношение экспорта и импорта из России, по информации А.Калиева, составляет 1:1000.
«Если бы у нас были равные условия в ЕАЭС, то рынок сам бы определил какая продукция является наиболее востребованной. С уверенностью могу сказать, что казахстанская водочная продукция является более качественной. Не просто так наши соседи боятся запускать нас на свой рынок», - заметил А.Калиев.
Вместе с тем в Казахстане с каждым годом ужесточаются требования к отечественным производителям. Согласно данным ассоциации, в стране в 2014 году произведено 1,9 млн дал (количество безводного спирта) этилового спирта, что на 327,8 тыс. дал меньше, чем в 2013 году. Производство водочной продукции в том же году уменьшилось на 752 тыс. дал, достигнув 3,7 млн дал. Как поясняет А.Калиев, объемы производства в прошлом году снизились из-за двукратного повышения акциза на литр водки – с 200 тенге до 400 тенге и на литр спирта - с 500 тенге до 1000 тенге. В 2015 году акцизы на спирт достигли 1300 тенге за литр.
«В который раз убеждаемся: чем больше акциз, тем меньше легальный объем производства и оборот крепкой алкогольной продукции. Это подтверждает и опыт наших партнеров – стран Евразийского экономического союза – России и Беларуси», - сообщил А.Калиев.
А.Калиев прогнозирует в текущем году дальнейшее снижение объемов производства на фоне увеличения акцизов на 20%. По его словам, девальвация рубля, замораживание в России ставки акциза на 2015-2016 годы и снижение в РФ с 1 февраля минимальной цены на водку привели к увеличению серого импорта дешевой алкогольной продукции из России и сужению рынка для отечественной продукции.
«По итогам I квартала 2015 года из-за невыполнения минимальных загрузок производственных мощностей приостановлены лицензии 18 из 30 предприятий. Плюс к этому в связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС в текущем году ожидается поступление дешевой кыргызской водки на рынок Казахстана. В результате всего этого возможно даже снижение объемов производства на 34%», - подчеркнул А.Калиев.
Бюджет Казахстана в нынешнем году, как считает А.Калиев, может недополучить акцизных налогов почти на 4 млрд тенге. В 2016 году ситуация может еще больше осложниться из-за роста ставок акциза до 33% - 1600 тенге за литр спирта и 640 тенге за литр водки.
«Вырастет минимальная цена казахстанской водки до 800 тенге за 0,5 литра, тогда как стоимость российской водки останется на нынешнем уровне 500-550 тенге за 0,5 литра. Разница 250-300 тенге сыграет в пользу российской водки на казахстанском рынке алкоголя. Все это создаст катастрофическую ситуацию для отечественных производителей этилового спирта и водочной продукции», - уверен президент ассоциации «КазАлко».
В таком случае, как полагает А.Калиев, доля отечественной водки на местном рынке может снизиться с 75% до 50% и менее, что приведет к закрытию предприятий, потере рабочих мест и значительному снижению поступлений налогов в местный бюджет.
Ассоциация «КазАлко» предложила правительству Казахстана снизить ставки акциза и минимальные цены на текущий год и последующие три года до уровня 2014 года. Также отложить введение дополнительных контрольных приборов учета с 2016 года до 2018 года.
«Когда вводились эти требования, не было отрицательных внешних факторов на экономику страны. При нынешней ситуации отсутствия финансирования кредитной линии, трудностей сбыта произведенной продукции, возникших в результате девальвации российского рубля и как следствие падение объемов производства, нет срочной необходимости и оснований для исполнения этих требований в назначенный срок. Это создает дополнительные нагрузки на отечественный бизнес в трудное для экономики время. Требования вполне могут подождать до хороших времен», - считает А.Калиев.