Жесткие законы авиарынка не позволяют летать в Казахстане дешево

15 октября 2014 года
В Казахстане снизить цены на авиабилеты можно за счет развития конкуренции и ряда других мероприятий. По каким критериям должны работать в стране низкобюджетные авиакомпании рассказали LS участники рынка. Заместитель председателя комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию (МИР РК) Серик Мухтыбаев считает, что численность населения республики и очень узкий рынок авиаперевозок пока не позволяют развивать конкуренцию в отрасли, поэтому новые игроки должны быть ориентированы на пассажиров наземного транспорта. «Если экономика авиакомпании позволит конкурировать с этим сектором, тогда можно говорить о низкобюджетных авиакомпаниях. Пока, к сожалению, есть жесткие законы рынка, по которым авиакомпании работают. То есть они не могут летать дешевле, чем сейчас зарабатывают», - отмечает С.Мухтыбаев. В настоящее время регулярные пассажирские рейсы по стране осуществляют три отечественные авиакомпании: национальный авиаперевозчик "Air Astana", и частные - SCAT и BEK AIR. Если на примере авиасообщения между городами Алматы и Астаной сравнить билеты трех компаний, то на сегодняшний день стоимость авиабилетов может уже конкурировать лишь со скоростными железнодорожными рейсами. Так, если 15 октября до обеда смотреть цены на билеты на 16 число, то у SCAT - самый дешевый билет стоит от 10 497 тенге, у BEK AIR - от 16 500 тенге, у Air Astana - от 21 542 тенге. Среднее продолжительность полетов составляет от 1 часа 25 минут до 1 часа 40 минут. При этом самый скоростной поезд добирается с Алматы до Астаны за 12 часов 45 минут и цены колеблются от 10 933 тенге за место в плацкарте и 18 075 тенге в купе. Однако, если покупать билеты за несколько недель раньше, то можно найти и подешевле. Между тем, генеральный директор авиакомпании BEK AIR Дамир Баймурунов сообщает, что для развития лоукостеров нужно создать соответствующую законодательную базу в стране. «Для начала необходимо более тщательно проработать некоторые законодательные акты, накладывающие ограничения и определенные требования в сфере обслуживания. Изначально надо привести законодательную базу под необходимые для внедрения лоукостеров стандарты», - прокомментировал собеседник LS вопросы по созданию лоукостеров в Казахстане. Д.Баймурунов не согласен с мнением о том, что лоукостеры должны конкурировать с наземным транспортом, поскольку это возможно лишь на коротких расстояниях, как в Европе и когда вопрос в разнице в несколько часов не является существенным. «В Казахстане, с его большой территорией, ни один самый скоростной поезд не способен составить конкуренцию воздушному транспорту в плане сравнения по времени в пути. Вы знаете сколько занимает путешествие на поезде с Запада Казахстана, скажем, в Алматы? Два с половиной дня. Пусть даже если ЖД сможет сократить это время до полутора суток, что маловероятно, это не будет альтернативным решением. Пассажиры ж/д транспорта - это немного другой сегмент, для которого главный критерий все-таки не скорость, а стоимость», - отмечает он. При этом, Д.Баймурунов добавил, что несомненно, лоукост по цене на некоторых направлениях по Казахстану сможет составить хорошую конкуренцию скоростным поездам. "В принципе, насколько вы можете оценить, стоимость билетов наших билетов, к примеру, на маршруте Алматы-Астана сопоставима со стоимостью скоростного поезда. Чем вам не лоукост?», -  добавляет спикер LS. В свою очередь, представители компании SCAT считают, что в настоящее время вероятность запуска в стране низкобюджетных авиакомпаний, обслуживающих внутреннюю маршрутную сеть, минимальна, так как кроме законодательной базы нужна еще и инфраструктурная. «Главной задачей авиакомпании-лоукостера является максимальное снижение расходов, которые напрямую влияют на себестоимость авиабилета. Это возможно за счет выполнения рейсов во второстепенные аэропорты и отказа от предоставления сервиса на земле и на борту. На сегодняшний день аэропорты Казахстана не имеют практики обслуживания бюджетных авиакомпаний, а альтернативных, низкобюджетных аэропортов нет», - прокомментировали LS в авиакомпании. Кроме того, по информации компании, важными факторами, влияющими на создание авиакомпании «лоукост», являются сложные погодные условия на севере Казахстана, которые приводят к увеличению расходов, связанных с противооблединительной обработкой воздушных судов в зимние периоды и высокой стоимостью авиационного керосина. «Все это ограничивает возможности создания и развития бюджетных авиакомпаний на территории Казахстана с огромными расстояниями между городами и не высокой численность населения, за исключением случаев, когда авиаперевозчик субсидируется и датируется за счет государства», - добавили в компании. Однако, как показывают наблюдения, казахстанцы готовы летать по указанным выше ценам. По крайней мере, самолеты на авиасообщениях Алматы-Астана почти всегда заполнены. LS напоминает, что казахстанским рынком заинтересовалась лишь грузинская низкобюджетная авиакомпания. Планируется, что она с весны 2015 года будет перевозить пассажиров из Казахстана в Грузию за $200.

Асель Маратова

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.