Затраты на обслуживание госдолга превысят 700 млрд тенге - Перуашев

По словам депутата, Казахстану необходимо жестче контролировать вопрос привлечения займов и их выплат

18 октября 2017 года
    

Ежегодные расходы на обслуживание государственного долга вырастут до 705 млрд тенге к 2020 году. Такие прогнозы озвучил председатель демократической партии "Ак жол" Азат Перуашев в ходе пленарного заседания мажилиса, передает LS.  

В 2017 году на обслуживание госдолга было заложено 474 млрд тенге, что в 1,5 раза меньше прогнозируемых расходов.

Он пояснил, что в связи с этим система контроля за эффективностью привлечения и расходования внешнего долга должна максимально ужесточиться. При этом гарантирование платежеспособности нацкомпаний должно осуществляться не за счет государства, а на основе существующих механизмов страхования, хеджирования рисков и других инструментов.

Во время второго чтения проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстана по вопросам совершенствования бюджетного законодательства", депутат коснулся нескольких проблемных вопросов, которые должно отслеживать правительство.

Перуашев отметил, что в рамках "Нурлы жол" по проектам развития автомобильных дорог на республиканском уровне предусматриваются расходы в общей сумме 705 млрд тенге на три года. Из них 60% составят внешние займы.

"Эта программа крайне важна для экономики и населения, потому что сократит время проезда между хабами в среднем на 23%. В соответствии снизятся затраты ГСМ и расходы бизнеса на транспортировку грузов. Поэтому мы ее безусловно поддерживаем. Однако предложенный формат финансирования создает значительные риски", - заявил депутат.

Он пояснил, что на сегодняшний день внешний долг превышает 124% к ВВП, когда по европейским нормам критическим считается превышение 60%. Глава фракции уточнил, что в прогнозе развития до 2022 года указано, что в целях снижения долговой нагрузки на бюджет ежегодно устанавливается лимит правительственного долга и госгарантий. Концепцией использования средств Нацфонда введено ограничение по объему внешнего долга правительства и квазигоссектора в размере валютных активов фонда.

"Фракция "Ак жол" считает, что гарантирование кредитных обязательств квазигосударственного сектора, пусть даже и косвенное, активами Нацфонда методологически неверна. Она в корне противоречит идеологии создания национальных компаний как субъектов частного предпринимательства. И подтверждает наши опасения об угрозе солидарной ответственности государства за их долги. В связи с этим гарантирование платежеспособности нацкомпаний должно осуществляться не за счет государства, а на основе существующих механизмов страхования, хеджирования рисков и так далее. В целом к 2020 году ежегодные расходы на обслуживания года возрастут до 705 млрд тенге", - заметил Перуашев.

Он отметил, что ранее спикер мажилиса Нурлан Нигматулин обратил внимание на "кабальные условия", подписываемые министрами во время привлечения займов. При этом из данных средств 60% суммы уходят в оплату зарубежным консультантам с гонорарами в миллионы долларов.

"Кроме того, буквально на прошлой неделе СМИ сообщили о наложении судом Амстердама ареста на средства Нацфонда в сумме более $5 млрд. Указанный суд проигнорировал не только позицию казахстанского министерства юстиции и Национального банка, но и решение британского суда по этому вопросу. Мы ожидаем от правительства объяснений и причин произошедшего, а также определения ответственных лиц и возможных мер по спасению этой суммы, которая в тенге составляет более 1,65 трлн тенге", - сообщил депутат.

Глава фракции добавил, что все это требует крайне осторожного отношения не только к внешним займам, но и к обязательствам, принимаемым казахстанской стороной в ходе привлечения иностранных инвесторов.

"Поэтому очевидно назрела необходимость отдельного изучения парламентом итогов их займов, их роли в экономике и сопутствующих рисков", - заметил Перуашев.

Также мажилисмен отметил, что бюджет на 2017-2020 годы предполагает рост ВВП до 3,9% к 2020 году. Наиболее высоких темпов роста предполагается достичь в сельском хозяйстве, транспортной инфраструктуре, строительстве. По этим причинам данные отрасли получают приоритетное финансирование. Так, расходы на развитие АПК предусмотрены в размере 556 млрд тенге, на программу "Нурлы жер" - 209 млрд тенге.

"На ГПИИР предлагается направить 233 млрд тенге. Но в этом секторе ожидание роста ниже на фоне недостигнутых задач по диверсификации экономики. Также в ведущих секторах АПК и транспортной инфраструктуры далеко не все гладко", - заметил Перуашев.

Он указал на неравнозначный характер замены погектарных субсидий в сельском хозяйстве льготами на приобретение сельхозтехники и пояснил, что данная помощь без привязки к отечественным производителям означает поддержку зарубежных компаний за бюджетные средства. При этом наблюдается значительное снижение эффективности. Так, по словам депутата, с начала программы банковские ставки выросли с 14% до 19%, а уровень субсидий остался в размере 7%.

"Даже для самых пробивных хозяйств получить средства дешевле 12% практически невозможно. Но любой предприниматель скажет, что при таких ставках выгодно только торговать чужими товарами, а никак не производить свои. Кроме того, приобретение новой техники сегодня доступно для крупного бизнеса, тогда как для малых и средних хозяйств более остро стоят многие другие вопросы, пока не нашедшие нужной поддержки", - высказался глава партии.

Мажилисмен отметил, что при такой поддержке неизвестно, на что рассчитывает правительство, заявляя аграрный сектор лидером роста ВВП.

"Простой закачкой миллиардов эту задачу не решить. Например, холдинг "КазАгро" получает госсредства под 0,1%, а кредитует сельхозпроизводителей под 7%. Другими словами, выделенные из бюджета средства доходят до сельчан в гораздо более урезанном виде, чем при рассмотрении бюджета. Неслучайно в заключении счетного комитета отмечается, что происходит устойчивое снижение конкурентоспособности казахстанской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках по целому ряду товаров. Это зерно, картофель, растительное масло и так далее. Очевидно, что все эти проблемы могут сказаться на реализации программ АПК самым негативным образом", - пояснил Перуашев.

Спикер добавил, что еще одной темой, не получившей должного развития в бюджете, является роль в национальной экономике факторов внутреннего рынка. Председатель партии отметил, что по корпоративному рынк, прежде всего в сфере квазигоспредприятий и недропользования, депутатами были сформированы определенные подходы. Но ситуацию на открытом рынке, по словам Перуашева, еще предстоит изучать.

"Между тем объемы оборота средств здесь исчисляются в триллионах и способны оказать самое серьезное влияние на развитие экономики и рост ВВП. Так, по официальным данным, в 2016 году розничная торговля составила 7,66 трлн тенге, а оптовая торговля превысила 18 трлн тенге. Этот ресурс никак не получает надлежащей оценки со стороны правительства и потому остается незадействованным в должной мере", - заметил депутат.

Мажилисмен пояснил, что об этом, в частности, свидетельствует прошлогодний рост импорта товаров на 18%.

"В нынешнем проекте бюджета вместе со стимулом импортозамещения опять заложены тенденции дальнейшего усиления импортозависимости нашей экономики и роста объемов завозимой продукции до 13,9 трлн тенге в год. То есть еще на 20%", - уточнил Перуашев.

Спикер добавил, что, таким образом, значительная доля отечественного рынка, оцениваемая в $40 млрд, реализуется за рубежом.

"Эти средства могли бы осваиваться казахстанским бизнесом при соответствующей поддержке государства. Вот где источники девальвации и вывода средств в офшоры. Это показывает, насколько в XXI веке необходимо упреждающее управление ситуацией. Пока же, судя по ряду примеров, правительство следует вдогонку за событием, вместо того, чтобы опережать его", - заключил Перуашев. 

Тем временем мажилис одобрил проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования бюджетного законодательства".

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.