Заколебались: как вести бизнес в условиях курсовых колебаний

Какие предприятий ухудшили, а какие улучшили свое положение при слабом тенге

16 октября 2017 года

Более двух лет назад в Казахстане отменили курсовые коридоры и национальная валюта была отправлена в свободное плавание. LS поинтересовался у бизнес-сообщества, как отечественные производители изменили политику ценообразования в условиях меняющегося курса доллара и рубля.

В компании Raimbek заявили, что, учитывая то, что они работают на рынке FMCG, где присутствует сильная конкуренция в стоимости товара, процент на случай изменения курса валют не закладывается.

"Мы оцениваем возможные потери или убытки с различными сценариями установки курсов валют. При этом при развитии таких сценариев у нас имеется план мероприятий по снижению наших потерь", - сообщили в компании.

При этом от 30-80% сырья импортируется. Как сообщили в Raimbek, если при изготовлении молочных продуктов завозится примерно 30% нужных продуктов, то в производстве соков и напитков – уже 60-70%, а алкоголя - и вовсе 50-80%.

За два года курсовых колебаний маржа снизилась примерно на 5-10%. Как сообщается, происходит это из-за невозможности повышения отпускных цен, для компенсирования потерь из-за изменений стоимости иностранной валюты.

Как пояснили в компании, "план Б" по увеличению маржинальности включает в себя снижение закупочных цен, снижение накладных затрат, повышение эффективности бизнеса и поиск новых направлений и продуктовых ниш.

Высокие волны курсовых колебаний бьют и по легкой промышленности, ведь отрасль полностью зависит от импортных составляющих.

"Если бы у нас сырье для легкой промышленности было бы свое, то изменение курсов доллара и рубля было бы менее заметно. Но оно у нас все импортное – подкладочные ткани, камвольная пряжа, фурнитура, красители. В себестоимости товара это 50-60%", - заявила президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь Худова.

За два года плавания тенге текстильные компании сократили маржу с 20-30% до 5-10%. "Курсовые колебания съедают всю прибыль у предприятий. Компании стараются плавно корректировать цены. Подушку на случай изменения стоимости валют мало кто имеет", - добавила она.

Изменить ситуацию можно будет только с появлением отечественных обрабатывающих производств.

"У нас есть свое сырье - хлопок, шерсть, шкуры. В стране появляются проекты по производству смесовых тканей, суконных, камвольных тканей. Но пока эти материалы полностью завозятся. Люди понимают, что в стране есть условия для производства своих тканей и нужно создавать обрабатывающие предприятия. В этом направлении работа уже ведется, однако часто встает проблема с финансированием", - пояснила Худова.

Впрочем, некоторым отраслям удается покорить валютные волны и извлечь выгоду там, где другие теряют.

Кондитерские компании, так же как и другие производители продуктов и других товаров, стали подымать цены после ослабления тенге. По словам президента Ассоциации кондитеров Алихана Талгатбека, при повышении курса доллара наблюдался отложенный рост стоимости кондитерских товаров. Этого удалось добиться за счет товарно-сырьевых запасов готовой продукции и сырья. Однако, как правило, если курс валюты вырастет на 20%, то следует ожидать рост стоимости отечественной продукции примерно на 10%. Однако дела у кондитерских компаний пошли лучше. 

"Кондитерским компаниям слабый тенге, с одной стороны, выгоден, так как на внутреннем рынке ухудшается положение импортеров, а производителей - улучшается. Конечно, население страдает, мы это понимаем, но, например, Китай за счет слабого юаня в свое время хорошо развил экспорт", - заявил Талгатбек.

Однако только 50% производственных расходов приходится на казахстанскую составляющую. Это, как правило, зарплата, энергия, тепло и часть сырья.

"Импорт у нас в основном российский, но есть и европейский. На Западе мы приобретаем какао-бобы, орехи, некоторые виды молока, а из России – жиры, картон, этикетки, сахар. Мы смотрим в первую очередь на цену – например, бумагу можно купить и в Казахстане и за рубежом. Если она выйдет дешевле в России, то мы, конечно же, купим ее там. Мы находимся в конкурентной среде – когда повышаешь цены на товар, сразу падает объем продаж", - добавил он.

Примечательно, что, снижая издержки от курсовых колебаний, кондитерам удалось добиться хороших показателей.

"За последние два года маржа у производителей растет. Мы плавно выходим на 10% прибыли, которую имеют мировые производители – Nestle, Kraft Foods. Объем производства и экспорт у нас также увеличиваются", - заключил Талгатбек.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.