С утра ко мне уже трое прислали по WhatsApp акцию по игнорированию АЗС "Гелиоса" и "КазМунайГаза" с учетом того, что будет эффект на стоимости ГСМ в Казахстане.
Бредовее и бестолковее идеи не слышал и не читал никогда. Кто ее придумал, наверное, совершенно не разбирается в структуре не то что нефтетрейдинга, но в целом, в торговле.
Для всех, чтобы понимали, как устроен нефтетрейдинг в Казахстане и почему эта акция - бред полнейший.
В Казахстане имеются недропользователи, которые добывают нефть, часть нефти они обязаны продать на внутреннем рынке, и это регулируется Минэнерго (раньше МНГ), которое выдает квоты на экспорт нефти. Недропользователи имеют две опции на внутреннем рынке - продать нефтетрейдеру ГСМ, или зайти на переработку на завод и там переработать в режиме процессинга нефть и продать уже готовые продукты. Внутренняя стоимость нефти на заводе сейчас стоит в районе 350 долларов за тонну (моя оценка). Переработка где-то долларов 80 (тоже моя оценка). Потери 5% или 17,5 долларов. Итого мы получим стоимость тонны на выходе 447,5 долларов США.
В целом, про заводы писать не буду, но примерно 40% нефтетрейдер получит в качестве мазута, стоимость которого на рынке в лучшем случае будет стоить 300 долларов за тонну. Соответственно, тогда, учитывая стоимость выхода и цены реализации, убыток перекладывается на ГСМ. Итого, если переложить, то получим 546 долларов США. Добавим сюда доставку в среднем еще 100 долларов США и потери при доставке еще 3% или 16 долларов и получим итого себестоимость 662 доллара США. Добавляем сюда акциз еще 30 долларов для бензинов и 5 долларов для ДТ. Получаем бензин 692 доллара США и ДТ 667 долларов США.
Далее, добавляем НДС 12% и получаем бензин 775 долларов и ДТ 747 долларов. Теперь, из бензинов только процентов 30 будет 92, остальное 80-й. Чтобы его довести до 92-го, нужны присадки. Добавляем присадки в размере 100 долларов, или 70 долларов на весь объем, итого бензин 92 нам обойдется в 847 долларов США. Значит, примерно себестоимость литра 92-го без трейдерской маржи составляет 847*0,73 (плотность бензина)*182/1000 = 112 тенге. Минимальная прямая себестоимость составляет 112 тенге без косвенных затрат. Чтобы прожить трейдеру и получить прибыль, он сверху накинет 30 долларов на тонну или 4 тенге на литр. Итого получаем 116 тенге на литр.
Розничный торговец, чтобы выжить должен добавлять минимум 50 долларов на тонну, так как у него и косты постоянные выше и объем продаж меньше чем у оптовика, или еще 7 тенге на литр. Итого 123 тенге. Итого прибыль составляет в районе 5 тенге с литра.
При этом, нужно понимать, что бензина не хватает, чтобы закрыть всю потребность в стране и недропользователей, готовых поставлять на внутренний рынок, мало. А еще есть бюрократия заводской администрации, как ни крути, они все-таки монополисты в своем роде, трейдеры-монополисты, проценты банков, простои вагонов, хранение ГСМ, перевалка и т п. В итоге выйдет минус по 92-му бензину, если добавить еще дополнительные затраты.
Это был аспект экономический.
Теперь другой момент. От того, что мы будем покупать у одного, а игнорировать другого, в общем балансе, ничего не изменится. Ну, купите вы не в Гелиосе, а в Бахыте, от этого оптовый продавец не продаст меньший объем, так как потребление в целом не упадет, и Гелиос с КМГ ничего не сделают, ибо диктуют цены не они, а оптовик и недропользователь, в свою очередь недропользователю цену диктует экспортный рынок. Так что нужно не от конкретных торговцев ГСМ уходить, а снижать потребление ГСМ.
Другой момент, остаток бензина мы завозим с России, где цены растут, и учитывая разницу в НДС и акцизе, то у них все равно дороже бензин чем у нас, в итоге, кто-то должен снова заплатить за разницу, пока мы не построим новый завод и не реконструируем старые.
Также есть третий аспект - это приграничная контрабанда. В России АИ-92 стоит порядка 150 тенге за литр, у нас 128 тенге. Разница возникает из-за более низких налогов в Казахстане (НДС и акциз), в итоге, приграничные деревни, учитывая отсутствие границ, могут в день на одной легковушки вывезти до 1 тонны бензина и заработать на этом 10-20 тыс тенге, а за 20 дней получится 200-400 тысяч тенге, что для деревни просто очень много, чем многие и промышляют, вывозя дешевый бензин и продавая его канистрами в деревнях. Это же касается дизельного топлива. Как с этим бороться, не понятно, ибо мы же все-таки в едином союзе.
Какое решение?
Если мы хотим дешевый бензин, то кто-то должен за это заплатить, если не мы, то государство, если не государство, то недропользователи. Соответственно, Минэнерго полностью знает, кто где зарабатывает, и должно кого-то подвинуть. Логичнее всего - оптовиков, то бишь, установить предельные оптовые цены в Казахстане, тем самым, многие оптовики уйдут и мы избежим одного звена, и недропользователи сами будут заходить на переработку.
Также нужно снизить тарифы на транспортировку ГСМ внутри страны и нужно жестко посмотреть себестоимость переработки на заводах, учитывая их монополию.
Не стал бы утрировать слова министра энергетики. Думаю, здесь больше сработал субъективный фактор. Он ничего не сказал неправильного, нужно экономить бензин. Я не думаю, что мы все разом пересядем на легковушки с объемом 1,5 литра. Другое дело, для того, чтобы все пересели, нужна государственная программа стимулирования. И здесь все очень просто:
1. Развитие общественного транспорта. Сделайте просто транспорт комфортным, реконструируйте дороги, увеличьте количество станций метро в Алматы.
2. В центре городов сделать платные парковки с высокой стоимостью, чтобы стимулировать проезд на общественном транспорте (но сначала решите вопрос с общественным транспортом).
3. Нужно пересмотреть архитектуру, чтобы в спальных районах были бизнес-центры, чтобы народ ходил пешком на работу.
4. В Алматы и южных городах развить велодорожки и велотранспорт.
5. Между городами увеличить количество поездов повышенного класса.
6. В Алматы, пригороды можно связать железной дорогой и чтобы она соединялась с метро и общественным транспортом.
7. Нужно построить большее количество станций по заправке газом и все государственные машины перевести на газ.
8. Еще один момент, можно для машин, с большим объемом, дать льготу по транспортному налогу при переводе данной машины на газ. Тогда много объемных машин (особенно старых) просто переведут машины на газ с целью получения льготы, она как раз перекроит все затраты на установку таких агрегатов.
В любом случае, это должна быть государственная общая комплексная программа. Кстати, такая программа, может быть легко вписана в концепцию развития городской агломерации.
Галим Хусаинов,
председатель правления BRB INVEST