Цены на уголь в стране могут подскочить на 2-3 тыс. тенге, а на электроэнергию – на 12% в случае вывода на IPO "Қазақстан темір жолы" (КТЖ). Такой прогноз озвучил в интервью LS заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов.
Напомним, в декабре 2018 года глава ассоциации Николай Радостовец попросил правительство отложить вывод на IPO "Казакстан темир жолы" до 2025 года. Хотя первичное размещение КТЖ планировалось провести в 2020 году.
– Максим Сергеевич, почему ассоциация против вывода КТЖ на IPO?
– Причина даже не в самом выводе на IPO, а в мероприятиях, которые будут предшествовать этому, в частности, унификация тарифов на грузовые ж/д перевозки. Сейчас тариф зависит от вида груза. К примеру, транспортировка руды, зерна и угля стоит дешевле, чем нефти и металлов. То есть если груз сам по себе дешевый, то его перевозка априори не может быть дороже, чем его себестоимость. Такая практика действует во многих развитых странах мира. Но унификация тарифов может привести к значительному удорожанию логистики.
Мы подсчитали, что в случае вывода "Қазақстан темір жолы" на IPO перевозка угля может подорожать в два раза, а транспортные расходы для компаний вырастут на 30%. Это означает, что конечная стоимость угля увеличится на 2,5-3 тыс. тенге. На другие грузы горно-металлургического сектора удорожание перевозок по железной дороге может произойти в два раза.
Кроме того, рост тарифов на электроэнергию может составить 10-12%, а на тепло в некоторых регионах – до 30%, потому что теплоэнергия тоже зависит от угля. Мы сейчас говорим только о горно-металлургическом секторе, но есть еще сельское хозяйство со своим зерном.
Вообще, в Казахстане 80% грузов перевозятся именно по железной дороге, потому что других видов транспорта просто нет. Соответственно, любое изменение тарифов КТЖ сразу же отразится на стоимости ряда товаров. Вот эти все моменты у нас вызывают опасения.
В целом мы не против IPO КТЖ, может, это и повысит инвестиционную привлекательность компании, но не нужно забывать о ее роли во всей экономике страны.
– А почему вы просите перенести IPO именно на 2025 год?
– Мы надеемся, что до этой даты удастся провести полноценный анализ экономических последствий от IPO "Қазақстан темір жолы". На сегодня такой анализ еще не сделан министерством национальной экономики и ведомством по инвестициям и инфраструктурному развитию. И это тоже вызывает у металлургов обеспокоенность.
Цифры, которые я называл, по возможному увеличению цен на грузы – это примерные расчеты АГМП. Но министерства тоже должны точно все это просчитать. Если решение о выводе на IPO будет принято, то могут возникнуть непрогнозируемые последствия, это может пагубно сказаться на всей экономике страны. Поэтому мы просим время с запасом и говорим о 2025 годе.
– Правительство вам что-то ответило на эту просьбу?
– Нет, пока ничего не ответило. Но с момента озвучивания нашего предложения прошло не так много времени, меньше месяца. Мы знаем, что правительство занимается этим вопросом, создана специальная рабочая группа, которая сейчас рассматривает всевозможные вопросы, связанные с выходом на IPO КТЖ. Мы надеемся, что кабмин все-таки пересмотрит эти сроки.
– Когда вы ожидаете получить ответ?
– В ближайший месяц. Возможно, будут какие-то публичные обсуждения, но так или иначе решение должно быть принято уже в ближайший месяц. Думаю, в первой половине этого года уже точно будет окончательное решение.