Франшиза в сфере медицины в Казахстане окупается за два года. Об этом LS сообщил президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков на Franch Day в палате предпринимателей "Атамекен" города Алматы.
Он пояснил, что доля медицинских франшиз быстро растет и составляет от общего объема 18-19%.
"В основном это диагностические центры. Франчайзинг в здравоохранении очень выгоден, потому что многие обращают внимание на здоровье. Когда сдача анализов, диагностика и лечение становятся в шаговой доступности от дома или работы, то это сильно облегчает жизнь. В связи с этим у медицинских франшиз очень высокая степень окупаемости", - заметил Кисиков.
Глава ассоциации отметил, что средняя сумма захода - $15-20 тыс. (4,7 млн - 6,2 млн тенге по курсу 312,69 тенге за доллар).
"Окупаются такие франшизы в среднем за два года. Иногда получается это сделать за год-полтора. Что касается готовности компании продавать собственную бизнес-модель, это должно произойти после того, как у бизнеса появились сеть, успешный опыт и стабильная прибыль на протяжении нескольких лет. В Казахстане уже есть несколько подобных примеров", - заметил он.
Кисиков добавил, что на данный момент казахстанские франшизы в медицинской сфере составляют всего 2-3%. Основную долю занимают компании из России, Израиля, Германии и Южной Кореи.
"Несмотря на маленький объем казахстанских франшиз, я вижу очень быстрое и позитивное развитие. У нас хорошая база и много преимуществ, например, профессиональные врачи", - заметил он.
Гендиректор "ИНВИТРО-Казахстан" Александра Тимофеева согласилась с Кисиковым и отметила, что сфера здравоохранения наиболее успешна среди франшиз.
"Особенно этому поспособствует ввод системы обязательного медицинского страхования. Потому что на оплату с этой страховки смогут рассчитывать все медицинские организации", - заметила она.
Тимофеева объяснила, во сколько бизнесмену обойдется покупка франшизы и какие факторы необходимо учитывать.
На примере собственной компании она отметила, что первоначальные инвестиционные расходы составят ориентировочно 5,25-6,9 млн тенге. Туда входят паушальный взнос, приобретение оборудования, необходимого для работы, ремонт помещения, включая работу и материалы, аренда этого помещения, фонд оплаты труда.
Вид платежа | Сумма в тенге |
Паушальный взнос | 2 000 000 |
Приобретение необходимого медицинского оборудования | 1 500 000 |
Ремонт помещения (80 кв. м) | 1 000 000 – 2 000 000 |
Аренда помещения (80 кв. м) (3 мес. до открытия) | 350 000 – 1 000 000 |
Фонд оплаты труда 2 мес. (2 человека) | 200 000 х 2 = 400 000 (зарплаты могут быть выше) |
Итог: | 5 250 000 – 6 900 000 |
Сумма может быть увеличена при открытии кабинета УЗИ, кабинета врача |
Также Тимофеева посоветовала учитывать ежемесячные расходы, которые будут обходиться в среднем в 700 тыс. тенге без роялти.
Вид платежа | Сумма в тенге |
Аренда помещения (80 кв. м) | 350 000 |
Фонд оплаты труда для троих сотрудников: 1 медсестра; 1 администратор; 1 смежник. | 300 000 (зарплаты могут быть выше) |
Коммунальные платежи | 20 000 |
Затраты на хозяйственные вопросы | 10 000 |
Оплата услуг телефонии и интернета | 20 000 |
Итого: | 700 000 |
Посчитав расходы и доходы с пациентов, гендиректор компании спрогнозировала полный возврат инвестиций спустя два с половиной года после открытия.
При среднем количестве 16 пациентов в день оборот медицинского обслуживания составит 2,3 млн тенге. Доход франчайзи с вычетом лабораторных услуг компании (38%) составит 874 тыс. тенге. С учетом ежемесячных расходов чистый доход равен 174 тыс. тенге.
"С 21 пациентом в день чистая прибыль возрастает до 440 тыс. тенге в месяц. В будущем показатели будут расти. Например, средняя посещаемость нашей сети медицинских офисов в Казахстане – 25 пациентов в день. Могу отметить, что прибыль компания начинает приносить уже на третьем месяце. Там уже нарабатывается список постоянных клиентов и увеличивается объем пациентов", - заметила она.
Тимофеева пояснила, что лабораторные услуги и мониторинг деятельности их компания берет полностью на себя. Предприниматель покупает не полную бизнес-модель, а только ее часть, при этом пользуется всеми услугами франчайзера.
"Бизнес должен быть защищен. Очень часто бывает, что вы продаете свою франшизу, за вами подсматривают, а завтра создают копию. Рассмотрим на примере "Кофе с собой". Вы создаете уникальную модель, продаете ее. Предприниматель покупает франшизу, подсматривает все ноу-хау, перестает платить роялти и открывает свое скопированное дело. Поэтому нужно тщательно подходить к защите собственной интеллектуальной собственности", - объяснила глава компании.
Тимофеева отметила, что прежде чем продавать франшизу, бизнес должен стать успешным, прибыльным и преследовать какую-то цель. Например, территориальное расширение. При этом чем известнее компания, тем дороже обходится другим покупка их интеллектуальной собственности.
"Предпринимателям, которые хотят купить бизнес-модель, важно учитывать все условия и свои возможности. Это минимальный доход, максимальные расходы, которые вы несете, инвестиционные риски. Иногда бывает, что предприниматель соглашается на роялти в виде процента от оборота. Однако оборот может значительно превышать чистую прибыль. От этого и оплата за франшизу может быть выше возможностей. Но и этот вариант может быть выгодным в зависимости от бизнеса. В любом случае все надо просчитать", - заключила она.
Напомним, ранее Бекнур Кисиков спрогнозировал дальнейший уход иностранных франшиз и отметил, что доля казахстанских франшиз может достигнуть 50-60% к 2022 году. Он также рассказал LS о том, в какие ниши лучше заходить на данный момент.