В Казахстане обеспокоены внешними долгами нацкомпаний

Депутат опасается, что это нагружает бюджет

30 октября 2024 года

В Казахстане предложили установить лимиты по внешним займам для организаций, которые подведомственны министерствам, передает LS.

На заседании мажилиса депутат Екатерина Смышляева рассказала, что по поручению главы государства в ближайшее время ремонтом должно быть охвачено 10 тыс. км дорог. При этом в законопроекте о республиканском бюджете на 2025-2027 годы средств на это не предусмотрено.

"Когда мы этот вопрос подняли на заседании комитета и рабочей группы, отвечая на него, профильное министерство отметило, что эти проекты будут реализованы за счет очередного внешнего займа "КазАвтоЖол" на сумму более 500 млрд тенге. Еще полтриллиона необходимо и предусмотрено в бюджете на финансирование уже имеющихся обязательств по 10 проектам", – подчеркнула Смышляева.

По ее словам, погашение долга "КазАвтоЖола" происходит за счет бюджетных денег. Однако в сумме госдолга данные средства не учитываются. У компании нет и ограничений на получение внешних займов, поскольку это не считается государственным долгом. Это не отменяет нагрузки на казну по 233 бюджетной программе, считает Смышляева.

На этом фоне депутат обратилась к первому заместителю премьер-министра Роману Скляру с предложением включить подведомственные министерствам организации, которые активно занимают деньги, в список тех, кому эти лимиты должны устанавливаться. Также Смышляева считает нужным учитывать подобные обязательства в госдолге.

Между тем Скляр заявил об отсутствии просроченных обязательств. Он отметил, что кредиты от международных фининститутов (ВБ, ЕБРР, АБР и др.) являются льготными.

"В текущем году на их погашение было предусмотрено 140 млрд тенге. Эти средства все уже использованы. Что касается 2025 года, то из 600 млрд тенге, которые заложены в бюджете на строительство и развитие автодорожной сети, порядка 165 млрд тенге – это деньги, которые являются погашением предыдущих взятых нами займов", – уточнил он.

Что касается внешних обязательств "КазАвтоЖола", то, по словам Скляра, нацкомпания не является достаточно самостоятельной в данном вопросе. Так, решение о привлечении кредита принимает профильное ведомство и правительство.

"Вопросы планирования займов, отчетности, учитывать ли их как госдолг или в другом случае – здесь необходимо дальнейшее обсуждение. Мы соответствующую работу будем проводить с министерством транспорта и министерством финансов", – заключил он.

Накануне АБР одобрил "КазАвтоЖолу" кредит на сумму до $291,49 млн под государственную гарантию. С помощью этих средств будет реконструирована автомагистраль, которая соединяет Кызылорду с Жезказганом.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.