Приватизировать QazaqGaz Aimaq предложили в Агентстве по защите и развитию конкуренции, передает LS.
По информации ведомства, на розничном рынке товарного газа в роли продавца-монополиста выступает нацкомпания QazaqGaz.
Национальный оператор в рамках преимущественного права приобретает объемы голубого сырья у недропользователей (СНПС, "КазГермунай", "КазахТуркМунай", "Кенсары"), а также месторождений – Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. По мнению ведомства, это принуждает организации закачивать попутное сырье для поддержания пластового давления и утилизировать за счет сжигания на факелах, не доводя до переработки. Это связано с непривлекательной ценой реализации нацкомпании, которая утверждается министерством энергетики в размере от 2,3 тыс. тенге до 11,7 тыс. тенге за 1 тыс. куб. м.
Например, по итогам 2022 года из 53,2 млрд куб. м добытого сырья 32% было закачано обратно в пласт, 20% – использовано на собственные нужды, и только 48% – переработано. В 2023 году из 59,1 млрд куб. м производство составило всего 50,4%. Иными словами, рост незначительный.
В АЗРК отметили отсутствие стимулирующих подходов со стороны Минэнерго для независимых недропользователей к расширению переработки. Для улучшения ситуации и повышения инвестпривлекательности в агентстве предлагают реализовать проект с привлечением энерго-/газоснабжающих организаций (ЭСО).
"Нужно определить снабжение отдельным видом деятельности, обеспечив законодательный механизм равного доступа к транспортным мощностям и ресурсу, использовав опыт реформы рынка электроэнергии (отделение рынка снабжения от транспортировки)", – уточнили в АЗРК.
По мнению агентства, подобное разграничение даст потребителям возможность выбирать газоснабжающую организацию при ценовой конкуренции. Это нивелирует негативные последствия доминирующей деятельности QazaqGaz Aimaq (QGA). В розничной реализации товарного сырья из 15,6 млрд куб. м в I полугодии 2023 года на данную компанию пришлось 87%.
При этом подтверждается 100% монопольное положение QGA в 10 из 17 газифицированных регионов страны и границах Ұлытау, Западно-Казахстанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Мангистауской, Акмолинской, Актюбинской областей и Астаны. В них нет конкуренции. В связи с этим необходимо предусмотреть дальнейшее увеличение охвата страны данным топливом с учетом привлечения частных инвестиций – независимых газораспределительных организаций (ГРО).
В целом в большинстве регионов охват почти завершен: более 90% – в Атырауской, Актюбинской, Жамбылской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областях и в Алматы, Шымкенте, свыше 50-75% – в Кызылординской, Костанайской и Туркестанской областях.
От 1,5 до 40% – Астана, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Ұлытау, Акмолинская, Алматинская, Жетiсу области.
В агентстве отметили, что строительство распределительных сетей за счет бюджета или QGA при отсутствии конкуренции в снабжении привело не только к увеличению конечной стоимости услуг по подключению, но и к выведению работ из регулируемых услуг субъектов естественной монополии (СЕМ), и дроблению единой системы осуществления данной услуги для регионов. Это подключение к сетям, опрессовка, опломбировка, ремонты и пуско-наладочные работы, биллинговые услуги и др., безальтернативно оказываемые СЕМ.
При этом в АЗРК считают, что Комитет по регулированию естественных монополий упускает процесс выведения части работ из-под проверяемых услуг.
В дорожной карте по развитию конкуренции предусмотрены меры по разделению деятельности QGA по транспортировке и снабжению товарного газа. Это должно обеспечить равный доступ к мощностям и ресурсу. Помимо этого, будут устранены непродуктивные посредники, а реализация голубого сырья напрямую НПЗ и близрасположенным потребителям позволит экономить на закупке порядка 2 млрд тенге без НДС в год.
В связи с этим антимонопольным органом предложено законодательно отменить исключения в части регулирования цены на газоснабжение как общественно значимый рынок. Также предложено регламентировать процесс выявления новых регулируемых услуг и субъектов, их оказывающих, и обеспечить выполнение этой работы на постоянной основе.
Барьерами для развития конкуренции в АЗРК назвали экономические ограничения, связанные с высоким объемом капитальных затрат и сроками окупаемости вложений в случае получения доступа к ресурсам в лице нацоператора при наличии возможности производства газа или реализации.
Также есть административные барьеры в виде отсутствия доступа частных организаций к голубому сырью нацоператора.
"Неусовершенствование законодательства в сфере стало причиной создания монопольной деятельности в связке на рынке транспортировки со снабжением. Из-за этого не развивается отрасль в целом, а качество услуг оставляет желать лучшего. На газификацию выделяются миллиардные бюджетные средства (в 2024 году – 94 млрд тенге), тогда как основной целью создания единого оператора в лице QazaqGas являлся охват данной услугой страны, предусматривающий строительство как магистральных, так и распределительных сетей", – высказались в агентстве.
В госоргане рекомендуют реформировать сферу за счет разграничения вертикально интегрированной компании. Речь идет о функциональном разделении деятельности QGA по транспортировке и снабжению товарного газа. Также необходима приватизация активов данной компании раздельными лотами.
Кроме того, предлагается рассмотрение внедрения биржевой торговли голубым топливом, произведенным из сырого газа, добываемого на месторождениях, напрямую от недропользователей.
Помимо этого, ведомство считает, что необходимо рассмотреть вопрос признания организаций, занимающих доминирующее либо монопольное положение, обладателями ключевой мощности.
Ранее LS сообщал, что долги населения и предприятий по газу перед QazaqGaz Aimaq (QGA) достигли 37 млрд тенге.