В Казахстане почти перестали инвестировать

18 сентября 2014 года

В течение последних 12 месяцев наблюдается вялая дискуссия, о том наступила ли (или) когда наступит в экономике Казахстана рецессия (плавное торможение экономики), или мы движемся (будем двигаться) в русле стагнации, предполагающей темпы пусть близкого к нулю, но все же роста. Текущие статданные говорят, что вроде бы мы падаем: темпы роста ВВП в 1П2014 (3,9%, г-г) ниже аналогичного периода 2013 (5,1%, г-г) и 2012 (5,6%, г-г) годов.

Публика, привыкшая скептически относиться к выкладкам статистического ведомства, утверждает обратное: пока держимся, в экономике еще есть очаги роста. Скажем, инвестиции в основной капитал, после 2009 года со скрипом, растут, правда, качественные параметры этого лучше опустить. А вот промышленное производство в январе-августе 2014 снизилось аж на целых 0,1% в годовом выражении. В реальности, формальные статистические критерии той или иной фазы экономического бытия не так важны. Важно понять, что сейчас экономика Казахстана находится на старте в пункт "бедственное положение". В стране почти перестали инвестировать. Вы можете сказать, ну как же, а 6,9% в 2013 (г-г), 4,1% в 2012 (г-г), по сравнению с тем, что было двумя годами ранее это конечно "круто", но сверхмало. Иностранные инвесторы смотрят на страну с подозрением, отечественный бизнес пребывает в затяжной растерянности. По сути, все последние годы экономика страны держалась на потреблении, чему в определенной мере способствовал бум потребительского кредитования, включая кредитные карты. Сейчас же активность банков поубавилась, а доходы населения почти не растут. А как же "наше все" - нефть? Бесспорно, производство нефти/газа росло с 1992 года. Однако с 2010 года динамика добычи находится в "боковике" и перспективы "не фонтан", что касается прочего сырья, железные и медные руды, то их уровень добычи, по большому счету, не изменился с начала 90-х прошлого века. В чем причины такого положения дел? В этом вопросе консенсуса нет. Один из наиболее распространенных взглядов – в Казахстане ужаснейшее качество институтов, начиная от недееспособных судов и коррупции и заканчивая запредельными административными барьерами.

Такое объяснение всех наших проблем вызывает скептическое отношение. В начале 2010 года правительство, взяв на вооружение либеральные идеи, в качестве одного из мерил успехов решило использовать международный рейтинг "Doing Business", по которому почти две сотни стран сверяют легкость ведения бизнеса на своих территориях: от доступности энергосетей до простоты оформления разрешения на строительство. В результате антибюрократических движений Казахстана, бывшая в 2013 году на 53 месте, в текущем году уже взлетела на 50-е. Позади себя мы оставили Испанию, Турцию, РФ, Чехию и др. Правда, экономику это не сильно ускорило. Есть ряд других отличных от институциональных предложений по разгону экономики РК. По сути, экономический рост может основываться на нескольких факторах. Во-первых, экспорт. Здесь особых перспектив нет: сырьевая модель 2000-х явно исчерпала себя, а наладить поставки за рубеж промышленной продукции мы сейчас явно не в состоянии. Во-вторых, так называемый государственный спрос, инициация в стране силами государства отдельных очагов экономического роста, масштабных строек наподобие Экспо, Ази/Универси/Олимпиад, ПФИИРов. Ресурс тоже сомнительный. Все мегапроекты последних лет оказали на экономику очень слабый эффект. К тому же все они сопровождались явно нецелевыми расходами средств: начиная от банального хищения и заканчивая слабой проработкой проектов, в результате чего первоначальная смета раздувалась в несколько раз. И наконец, в-третьих, спрос со стороны населения и бизнеса. Здесь у нас хорошие перспективы. Речь идет об импортозамещении. Правительство двигается в этом направлении уже давно. Но, кажется, именно сейчас в условиях товарных санкций против России появилась возможность ускоренного создания в стране каких-то аналогов иностранной продукции. Причем основной акцент логичнее всего делать именно на промышленной продукции, тяжелой, легкой и пищевой. Еще одно направление, в котором имеет смысл двигаться - развитие транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального комплекса. Обе сферы за счет снижения транспортных издержек (крайне высоких в стране) и внедрения энергосберегающих технологий (до сих пор у нас не востребованных) способны дать для бизнеса больший эффект, нежели перемещение по ступеням международных институциональных рейтингов. Логичный вопрос: почему все эти меры не реализованы до сих пор? Во-первых, текущая бюджетная политика государства, не позволяющая инвестировать государственные средства в экономику. Но и это не главное. Самая больная тема - недостаток реальных проектов, в которые можно было бы привлечь частных инвесторов на условиях софинансирования.

Помимо этого сильное лобби госкомпаний, не желающих расставаться с крупным капиталом и доминирующими позициями в экономике. А также упрямство естественных монополий, не позволяющих существенно понизить тарифы для бизнеса. Во-вторых, у казахского бизнеса просто нет денег на реализацию всех этих планов. Не ошибусь, если скажу, что порядка 50% всех нереализованных инвестиций были обусловлены отсутствием финансовых средств. Причина - неподъемный банковский кредит, как по стоимости, так и по условиям. Согласно теории и монетарной ее части, главным критерием здесь выступает ставка рефинансирования Национального банка, под которую он как-бы кредитует коммерческие банки, которые затем наполняют финансовыми ресурсами экономику. В развитых странах эта ставка находится почти на нулевом уровне. За многие годы даже обыватель понял, что в случае ставки Нацбанка размер не имеет значения, так как на данном отрезке исторического развития Главный банк страны не выполняет роль конечного кредитора. Но для справки отмечу, что на "сейчас" ставка составляет 5,5%, то есть ни холодно, ни жарко. Главное экономическое пугало и бич, начиная еще с 1990-х, для монетарных властей Казахстана - высокая инфляция. Именно ее всеми правдами и неправдами пытаются задавить. Проблемы экономического роста здесь явно отступают на второй план. По убеждению денежных властей, большое количество доступных денег в стране может вести либо к их оттоку за рубеж, либо к

финансовым спекуляциям. А вот при отсутствии работающих должным образом институтов и при высокой инфляции никто не захочет инвестировать, даже получив доступ к финансовым ресурсам. Конфликт между сторонниками двух этих подходов длится уже не первый год. За ним было интересно наблюдать, когда экономика восстанавливалась после 2008 года. Сейчас пришло время непростых и, возможно, даже неприятных решений. В итоге, версия о том, что причина застоя в коррупции и отсутствии вменяемых институтов отходит на второй план. Если разобраться, то и сырьевая модель 2000-х, и нецелевые расходования средств, а также сильное лобби госкомпаний - это все сросшаяся с властью олигархия. Да и взлет в рейтинге Doing Business со 53 места на 50 - это как радость сборной Бразилии по хоккею, занявшей аж 4 место в группе из 4-х. Транспортная связанность регионов для экономики большой страны - крайне важный аспект. С тех пор, когда была построена железнодорожная ветвь "Оренбург-Ташкент" еще при царе и Турксиб в первую пятилетку советского союза, после этого чего-то более-менее толкового не было создано. Когда в стране банально нет дорог, рассуждать о чем-то более серьезном некорректно. Поддерживаю.

Для такой страны как Казахстан транспортная связность и доступность - это краеугольный камень в основании нашей экономики. Без строительства новых автобанов и скоростных ж/д дорог, а также модернизации существующих развивать другие направления придется с крайне высокими издержками, снижая тем самым потенциальную пользу. Также понятно, что построение современной транспортной системы в Казахстане - это просто космические деньги по нынешним временам. Непонятно откуда взять столько денег и как долго можно терпеть и ждать долгосрочного эффекта, когда дороги все-таки достроят. Поэтому, внезапно, авиаотрасль и интернет, вот где наш драйвер роста на сегодняшний день.

Автор: Директор аналитического департамента Jazz Capital Данат Намазбаев

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.