Темпы строительства торговых объектов в Казахстане снижаются и еще не скоро достигнут докризисных объемов. В связи с этим, по мнению экспертов, стоит ожидать не запусков, а ребрендинга. Об этом рассказала коммерческий директор ГК ARCADA Эльза Розенталь, передает LS.
По ее словам, большинство девелоперов в ближайшее время будет стремиться к реконцепции существующих торговых центров, привлечению якорных арендаторов и совершенствованию работы управляющих компаний. По мнению специалиста, лучше всего в Казахстане дела идут на рынках коммерческой недвижимости Астаны и Алматы.
"Покупательская способность потребителей напрямую зависит от экономической ситуации в стране. В 2017 году она стабилизировалась, особенно в сравнении с 2015-2016 годами. Постепенно рынок восстанавливается, покупательская способность растет. Особенно ярко эта тенденция наблюдается в столице Казахстана", - заявила она.
Также Розенталь рассказала о том, какие тренды задают в 2017 году направление развития и транфсормации торговых объектов.
"Самый яркий тренд на рынке коммерческой недвижимости связан с увеличением и улучшением качества точек food & beverage (общественного питания). Это общемировой тренд, который рано или поздно должен был дойти до Казахстана. Здесь наблюдается обоюдное стремление к развитию: и торговых центров и самих рестораторов. Управляющие компании торговых центров выбирают профессионалов рынка общепита, способных развиваться, изобретать новые концепции и масштабировать их", - пояснила она.
Также эксперт прогнозирует развитие в ТРЦ Казахстана эдьютейнмента (образование в игровой форме), арт-площадок и прочих полезных развлечений для посетителей.
"Торговые центры статут некими социальными объектами, в которые будут приходить посетители не только покупать, но и культурно развиваться, обучаться и отдыхать. Это глобальный тренд на десятилетия", - добавила Розенталь.
Кроме того, в условиях посткризисного периода будут развиваться форматы масс-маркета категории В, С. По мнению эксперта, в особенности это касается брендов одежды и обуви. На рынок активно выходят турецкие и российские бренды.
Регионы также активно развиваются. Девелоперы запустили несколько проектов с начала года: в Караганде – третья очередь ТЦ "Таир", в Петропавловске начато строительство ТРЦ регионального значения Dostyk MALL.
"В регионы выходят те бренды, в стратегии которых заложено региональное развитие. К сожалению, пока таких брендов немного, но рынок хорошо реагирует на появление новых концептуальных торговых центров. Ярким примером может послужить Костанай. С открытием Kostanay Plaza сразу несколько крупных брендов вышли в этот регион, открыв магазины не только в Kostanay Plaza, но и в концептуальном MART", - добавила она.
В Астане и Алматы также появляются новые объекты: Mega Silkway, MART Village, Forum Almaty, Moskva Metropolitan.
"Согласно официальной статистике, доля торговых объектов в Казахстане в общем объеме строительства недвижимости значительно выросла за последние 2-3 года. Число введенных в эксплуатацию магазинов и торговых центров за 2017 год увеличилось на 20%, за 2 года – на три четверти. Однако назвать 2017 год более активным в плане строительства торговых центров, чем 2016-й, нельзя. Рынок развивается постепенно, в зависимости от общей экономической ситуации", - добавила она.
По мнению Розенталь, в 2018 году ожидать высоких темпов строительства новых торговых центров также не стоит.