В Казахстане вырос уровень коррупции в транспортном контроле

Ведомству порекомендовали внедрить использование мобильных видеорегистраторов с беспрерывной связью

  

29 июня 2017 года
    

Если в 2016 году количество уголовных дел, связанных с коррупцией в сфере транспортного контроля составило 25, то за пять месяцев 2017 года – уже 16. Об этом заявил заместитель председателя агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСПК) Алик Шпекбаев, передает корреспондент LS. 

По словам Шпекбаева, география совершения коррупционных преступлений в указанной сфере имеет повсеместный и однородный характер. 

"Существуют и законодательные пробелы, которые наделяют инспекторов  транспортного контроля широкими полномочиями при измерении  габаритных и весовых параметров машин. В действующих нормативных актах не регламентировано поведение инспекторов при контакте с водителями. Опубликованные нормы их поведения носят формальный характер", - отметил зампред АДГСПК. 

Он также рассказал о системе САИС (специальные автоматизированные измерительные средства), которая установлена на 12 транспортных узлах страны. 

"Система работала с перебоями, что стало причиной ее остановки в 2015 году главной транспортной прокуратурой. На сегодня  она не работает уже более двух лет, не знаю, кто в этом виноват. Получается, что система на которую потрачено 500 млн тенге, до сих пор не работает! При этом ни заказчик – комитет автомобильных дорог, – ни подрядчик не привлечены к ответственности. Я предлагаю передать материалы по данному факту в Нацбюро. Если начнем разбираться, то, полагаю, суммы будут большими", - подчеркнул Шпекбаев. 

Сейчас контрольные мероприятия по взвешиванию большегрузных авто и проводятся ручным способом, создавая коррупционные риски, добавил он. При этом, если транспортная логистика осуществляется с перегрузом, то водителям нужно оплатить штраф, а это требует дополнительное время, поскольку оплату можно сделать только в населенных пунктах.

"Из-за этого водители, которые везут скоропортящиеся грузы, идут на коррупцию, поскольку потери от простоя не соответствует сумме мзды. В связи с чем предлагаем рассмотреть возможность установки терминалов для оплаты на местах", - сказал зампред агентства. 

Он добавил, что все эти издержки негативно отражаются на международной оценке транспортной инфраструктуры Казахстана. 

"Так международное рейтинговое агентство по оценке транспортировки грузов присвоило Казахстану 119-е место из 190 стран – это наш худший показатель. Неудовлетворительный уровень транспортного контроля отметили 37% предпринимателей по опросу 2016 года. Бизнесмены отнесли эту сферу в тройку самых коррумпированных. На первом месте таможенные органы, на втором - служба экономических расследований, на третьем - транспортный контроль", - подчеркнул Шпекбаев. 

Он порекомендовал комитету транспортного контроля внедрить использование мобильных видеорегистраторов с беспрерывной связью, которыми пользуются многие страны. Данные технологии позволяют из общего потока выявить авто которые превышают нормативы по грузу и сразу отправляют данные в ситуационный центр. По мнению зампреда агентства, подобная система не позволяет инспекторам на свое усмотрение определять наличие перегруза. 

"Кроме того, в Казахстане иностранным перевозчикам крупногабаритного груза для получения разрешения необходимо обращаться в комитет транспортного контроля, что связано с коррупционными рисками. В 2016 году выявлено более тысячи нарушений оказания госсуслуг, из которых 76% приходится на истребование не предусмотренных стандартами требований. Анализ также показал формальное отношение руководителей территориальных подразделений комитета транспортного контроля к наказанию своих подчиненных. Так, с начала 2016 года дисциплинарные взыскания были наложены на 17 госслужащих, и все они сняты досрочно", - резюмировал он.

В свою очередь председатель комитета транспортного контроля министерства транспорта и коммуникаций Асет Асавбаев заявил, что в текущем году вблизи пунктов пропуска "Шарбакты", "Косак", "Урлитобе" (Павлодарская обл.), "Ауыл", "Уба" (ВКО) и "Жайсан" (Актюбинская обл.) планируется запуск шести систем взвешивания. При этом на 12 ранее установленных системах проводятся восстановительные работы.

"Хотелось бы отметить, что мы намерены увеличить количество систем взвешивания до 80. На сегодняшний день нами проводятся переговоры с южнокорейскими инвесторами по их установке с применением механизма ГЧП. Следует отметить, что применяемые технологии в Корее обеспечивают взвешивание транспортных средств в движении с соблюдением установленных погрешностей, что позволяет исключить необходимость контрольного взвешивания. В результате принятых мер по итогам 2018-2019 года все международные транспортные коридоры будут охвачены работой данных систем взвешивания", - сообщил он.

Кроме того, по словам Асавбаева, при осуществлении контроля за перевозкой опасных грузов в I квартале 2018 года будет внедрена система онлайн-мониторинга.  

"В сфере железнодорожного транспорта риски коррупционных правонарушений имеются при непосредственном контакте сотрудника и субъекта предпринимательства в ходе проверок, а также при проверке пассажирских поездов в пути следования. При указанных проверках имеются риски неполного отражения выявленных нарушений в актах о результатах проверок. Для исключения данных рисков будет внедрена автоматизированная подсистема контроля проверки субъектов предпринимательства с возможностью онлайн-мониторинга действий сотрудников инспекции при проверках", - добавил глава комитета.

Также прорабатывается внедрение видеожетонов при проверках пассажирских поездов в пути следования, что, по его мнению, приведет к повышению эффективности контроля и исключения коррупционных рисков.

"Их применение позволит фиксировать факты правонарушений как проверяемых, так и сотрудников инспекции. До конца текущего года будет создана система по определению перечня пассажирских поездов, где требуется проведение проверок", - пояснил глава комитета.

По информации Асавбаева, в I квартале 2018 года выдачу спецразрешений иностранным перевозчикам планируется перевести в электронный формат. До конца текущего года также будет проведен внутренний анализ коррупционных рисков в органах транспортного контроля.

 

 

 

 

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.