Для казахстанских предпринимателей необходим специальный налоговый режим – переходный. Такое предложение LS озвучила основатель консалтинговой компании "Титул" Татьяна Кныжова.
По ее словам, нынешняя фискальная нагрузка на средний бизнес подталкивает его представителей к дроблению, чтобы использовать налоговые режимы, предусмотренные для малого.
"С одной стороны, должен быть адекватный контроль за группами компаний, объединенными единой экономической целью, одной базой материальных и трудовых ресурсов и т.д. С другой стороны, и бизнесу, и исполнительной власти нужны четкие критерии дробления бизнеса", – добавила Кныжова.
Собеседница отметила, что налоговая система в целом должна быть гибкой. Однако многие эксперты чаще всего выступают за уменьшение количества фискальных режимов.
"Конечно, в этом есть рациональное зерно. Но именно сейчас, когда разница в налоговой нагрузке между малым и средним бизнесом велика, можно было бы внедрить специальный режим – переходный. Его хорошо бы предусмотреть для более плавной трансформации малого бизнеса в статус среднего. Тогда уменьшится соблазн дробиться и распределять финансовые потоки между несколькими ИП с минимальной налоговой нагрузкой. В выигрыше будут все – и государство, и бизнес", – считает эксперт.
Вместе с тем Кныжова добавила, что, возможно, и не стоит отказываться от льгот вовсе, поскольку это хороший инструмент для инвестпривлекательности бизнеса, а также благоприятная почва для начинающих предпринимателей. Система преференций должна быть эффективной, считает собеседница.
"Вот здесь как раз и могут выйти на важный уровень благоприятные переходные налоговые режимы, снижение административной нагрузки, возможность ускоренной амортизации, что позволит компенсировать высокие ставки по кредитам", – заметила она.
Что касается изменения налоговых ставок (НДС, КПН, прогрессивный), то они пополнят бюджет страны временно, высказала определенные сомнения собеседница.
"Существенное повышение налоговой нагрузки на бизнес всегда ухудшает его положение. С экономической точки зрения неправильно повышать единовременно ставки сразу нескольких налогов. Это можно делать только постепенно, не в один год. При этом не забывая о мерах поддержки среднего бизнеса, ведь изменения касаются преимущественно его", – пояснила Кныжова.
При этом она добавила, что реформировать НДС точечно не получится, поскольку эффективность будет достигнута только при глобальном изменении данного вида налога, так как много людей задействовано в процессе движения товара от производителя до покупателя.
"Один недобросовестный участник нарушает порядок движения НДС в этой цепочке. И когда речь идет об освобождении от НДС каких-то видов деятельности или отраслей, то вполне закономерно получение негативного эффекта от новаций с этим налогом. В России уже сформировался положительный опыт по внедрению фискальной службой автоматизированной системы контроля НДС. Говоря совсем просто, поставщик и покупатель отражают каждый в своей декларации один и тот же документ, налоговая видит это в системе сразу же после загрузки данных. Но если поставщик не отразил у себя этот документ, то в системе моментально горят красным цветом так называемые разрывы по НДС. Благодаря такому контролю данный вид налога в России стал максимально прозрачным", – поделилась эксперт.
Кныжова считает, что при совершенствовании системы налогового администрирования НДС в Казахстане нужно стремиться не к удобству работы фискальных органов, а к их эффективности.
"Максимально автоматизированный контроль НДС позволит экспортерам оперативнее возвращать его из бюджета", – резюмировала собеседница.
Ранее глава государсства Касым-Жомарт Токаев раскритиковал министерства нацэкономики и финансов за предложение по повышению НДС с 12% до 16%. Тогда президент отметил, что работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует его ожиданиям.
После этого сразу два министра остались без своих кресел.