Непрозрачный рынок товарного газа: как это сказывается на экономике Казахстана

29 марта 2022 года
    

Непрозрачность рынка товарного газа может привести к серьезным последствиям для экономики Казахстана. Об этом сообщил зампредседателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов, передает LS.

Он отметил, что сфера на 95% представлена QazaqGaz с монопольным правом на преимущественное приобретение сырья. Объемы производства товарного газа в 2021 году составили 25 млрд куб. м, из них 18 млрд куб. м – внутреннее потребление, на экспорт направлено 7 млрд куб. м.

"За счет доходов от экспорта субсидируются внутренние цены на газ. По данным нацоператора, убытки за прошлый год составили 160 млрд тенге, которые покрываются за счет экспорта. С 2020 года экспорт сокращается в среднем на 30% из-за внутреннего потребления. По данным министерства энергетики, к 2025 году объем потребления товарного газа увеличится до 27 млрд куб. м, а дефицит газа составит 1,6 млрд. куб. м. Таким образом, с 2025 года в связи с сокращением экспорта у нас не будет возможности субсидировать внутренние цены на товарный газ", - пояснил Ахметов.

Тем не менее, по словам спикера, деятельность нацоператора по части формирования квот, цен и состава поставок газа на внутренний рынок не прозрачна.

Например, система формирования цен на внутреннем рынке несовершенна. Разбег цен достигает 16-кратного значения: от 600 тенге до 10 тыс. тенге за тыс. куб. м.

Ахметов считает, что не детализирована процедура формирования состава поставок на внутренний рынок. Это привело к использованию на внутреннем рынке более дорогого объема импортированного газа из России (от 30-40 тыс. тенге за куб. м), тогда как имелась возможность поставки газа по цене 5-10 тыс. тенге за куб. м у казахстанских недропользователей.

"На рынке транспортировки товарного газа присутствуют субъекты естественной монополии, оказывающие услуги по магистральным газопроводам и распределительным сетям. Здесь 35% затрат субъектов естественных монополий ("КазТрансГаз Аймак", "Газопровод Бейнеу-Бозой-Шымкент") выведены из-под государственного тарифного регулирования путем передачи технической эксплуатации газопроводов на аутсорсинг. В результате с 2019 по 2021 годы стоимость данных работ увеличилась на 42,7%", - уточнил Ахметов.

Он добавил, что на рынке розничной реализации товарного газа начался процесс демонополизации. Тем не менее, несмотря на то, что "КТГ-Аймак" уже передал на аутсорсинг сторонним организациям порядка 70% объема работ, конкурентный доступ к закупаемым услугам сторонних организаций отсутствует. За последние пять лет услуги биллинга, транспорта и прочие услуги компании, переданные на аутсорсинг сторонним организациям, сопровождаются одними и теми же поставщиками. 

Помимо этого, по словам представителя АЗРК, национальный оператор ограничивает доступ к своим закупкам и на конкурентный рынок строительно-монтажных работ. К примеру, в 2021 году единым лотом "КазТрансГаз Аймак" закуплены работы по газификации регионов страны. Большим единым лотом, включающим все работы "под ключ" в разных регионах страны, закуплены услуги на более 6 млрд тенге. Победителем определен консорциум.

"Такие действия по укрупнению лота приводят к ограничению доступа к этим закупкам для МСБ. За последние три года наиболее крупные закупки на сумму 770 млрд тенге представлялись лотами свыше 450 млн тенге из одного источника либо без конкурса", - отметил Ахметов.

Также, по словам спикера, наиболее серьезные ограничения конкуренции и равного доступа присутствуют на рынке строительно-монтажных работ при строительстве внутридомовых сетей. Из более чем 250 поставщиков услуг основному игроку "Газ Курылыс" принадлежало 70% рынка. При этом на субподряд им привлекались местные субъекты рынка либо оказывались услуги самостоятельно по ценам выше цен конкурентов на 15-20%. Для него был создан ряд преимуществ, таких как нахождение в офисах "КазТрансГаз Аймак", а также приоритетное рассмотрение заявок на подключение.

"В настоящее время в связи с уходом из рынка его объемы выполняются непосредственно "КазТрансГаз Аймак", что является нарушением Предпринимательского кодекса, ограничивающего государственное участие на конкурентных рынках. Таким образом, потенциально конкурентные рынки монополизированы", - заявил Ахметов.

Для решения проблем он предложил сохранить госрегулирование цен на газ. При этом нужно ввести механизм квотирования поставок газа на внутренний рынок с определением четких и прозрачных критериев.

Также нужно поэтапно дерегулировать рынок через увеличение реализации товарного газа на бирже. Тогда получится привлечь инвестиции и увеличить объемы добычи для решения вопроса дефицита.

Кроме того, нужно отменить исключительное право QazaqGaz на закупку товарного газа и его реализацию на внутренний рынок. Нужен его уход в лице "КазТрансГаз Аймак" из рынка розничной реализации товарного газа.

"Предлагается механизм прямой реализации товарного газа через магистральные и распределительные сети независимым розничным поставщикам газа. Это позволит исключить из ценообразования перечисленные выше монопольные издержки национального оператора, единого закупщика газа, устранить его отрицательное влияние на конкурентные смежные товарные рынки – строительно-монтажных работ, биллинга, транспорта. Завершить демонополизацию данного товарного рынка предлагается к 2025 году, после того как прекратится субсидирование внутреннего рынка от экспортных доходов национального оператора", - заключил Ахметов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.