В Казахстане отказались менять ставки утилизационного сбора, передает LS.
Соответствующее предварительное решение* было принято по итогам публичного обсуждения петиции по изменению платежа.
Представитель министерства промышленности Адильбек Бектибаев объяснил отказ в удовлетворении предложения тем, что доводы в обращении не соответствовали действительности. В ходе обсуждения проекта также не были предоставлены дополнительные обоснования.
Напомним, в петиции предлагалось: снизить ставки утильсбора на легковые машины (категория М1) до 100 тыс. тенге, на остальные категории ТС – до 0 тенге; полностью отменить данный платеж на сельхозтехнику; снизить ставку за первичную регистрацию до 0,25 МРП (923 тенге).
Бектибаев отметил, что авторы документа приводят различные статистические сведения, согласно которым после ввода данного платежа цены на транспортные средства, сельхоз- и спецтехнику выросли. Сам автопарк устарел.
Однако, как отметил министр, если в 2015 году в стране было 72,5% машин старше 10 лет и 8,2% – до трех лет, то к началу 2022 года число возрастных ТС снизилось до 63%, а молодых – выросло до 13,6%.
После ввода в 2023 году программы легализации иностранных машин на начало 2024 года доля машин старше 10 лет превысила 68%. Всего в стране 4,6 млн легковых транспортных средств (ТС).
При этом, согласно отчету МВД, в стране с 2016 до 2023 года (год легализации) стало меньше первичных регистраций авто старше двух лет.
Говоря о росте цен, Бектибаев подтвердил, что ситуация с импортной Toyota Camry действительно изменилась. В 2014 году она стоила $26,3 тыс. (4,7 млн тенге). В 2022 году, после двух поколений – $27,5 тыс. (12,6 млн тенге). Тем не менее, как отметил министр, в 2023 году, несмотря на снижение утильсбора на 50%, эта модель подорожала до $37,9 тыс. (17,3 млн тенге).
"Важными факторами, повлиявшими на стоимость, стали изменения в логистике, так как сменилась страна происхождения авто (Япония вместо России). Основной рост цен произошел на фоне ослабления нацвалюты по отношению к доллару", – пояснил глава департамента интеграции и международного сотрудничества.
Сравнивая цены на ТС отечественного производства, представитель Минпрома сообщил, что с 2014 по 2023 год Hyundai Elantra подорожала с $18,7 тыс. (3,3 млн тенге) до $21,3 тыс. (9,7 млн тенге), Kia Cerato – с $21,2 тыс. (3,8 млн) до $23,9 тыс. (10,9 млн тенге).
Он отметил, что в данном вопросе нужно сравнивать предложения в долларах и учитывать, что за анализируемый период курс американской валюты вырос почти в три раза. В связи с этим, как пояснил Бектибаев, довод о росте стоимости также не подтвержден.
В то же время, по словам спикера, на данный момент ставки утильсбора уже ниже, чем у других стран ЕАЭС. Тем временем именно этот платеж, по мнению представителя Минпрома, сдерживает ввоз автохлама из стран Союза. Снижать уровень оплаты также не представляется возможным, так как имеется риск устаревания парка машин, что продемонстрировала легализация иностранных ТС в прошлом году.
"Например, нам автор петиции говорит, что утильсбор в России составляет 3,4 тыс. рублей (примерно 17 тыс. тенге). При этом он не говорит, что ограничивается право отчуждения сроком на год. Но если собственник решит продать машину, то ему придется доплатить сумму с рабочим объемом двигателя не более 1 тыс. куб. см – 400 тыс. тенге. Если машина старше четырех лет, то более 1 млн тенге, то есть в четыре раза больше. За авто с трехлитровым двигателем доплата будет в восемь раз больше, чем в Казахстане. Если ТС ввезено из стран ЕАЭС, то ставка рассчитывается путем добавления к сумме экологического сбора недоплаченной таможенной пошлины, с добавлением к ней 20% НДС и акциза за ввоз", – сравнил Бектибаев.
Он пояснил, что таким образом доступ казахстанских машин на рынок России закрыт, и задался вопросом, почему Казахстан должен открывать рынок для РФ. Причем, по мнению главы департамента, речь идет о старых транспортных средствах.
Автор петиции Санжар Бокаев на обсуждение не пришел. Однако за ее утверждение выступал глава Республиканского союза промышленников вторичной металлургии Владимир Дворецкий, который спросил, почему при стоимости утилизации в 100 тыс. тенге сбор за машину достигает 4 млн тенге. По этому поводу эксперту ответили, что данный вопрос касается экологии, так как старые авто влияют на выбросы в атмосферу. В свою очередь у Дворецкого поинтересовались, производился ли сторонниками отмены платежей прогноз, какие машины будут ввозить в Казахстан в случае принятия петиции.
Между тем, прервав бурные споры, глава Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева обратила внимание на то, что если брать ТС одной и той же комплектации, то произведенная в Казахстане машина будет дешевле, чем импорт.
Гендиректор Агентства мониторинга и анализа авторынка Артур Мискарян призвал участников к более конструктивному обсуждению, так как все согласны с тем, что ситуация с парком ТС требует исправления. Сторона инициатора петиции требует снизить таможенные барьеры. Однако, по мнению эксперта, это нерабочий подход. Подтверждением этому является устаревание машин в результате легализации иностранных ТС. При этом снижения цен в прошлом году так и не произошло.
"В автомобильной отрасли глобализация победила давно. Ситуация на мировом рынке определяет конечную стоимость, и локальные меры в любой стране мира не сильно на это влияют", – высказался Мискарян.
Он отметил, что в странах, где автопром состоялся, таких как Узбекистан и Китай, усиливаются меры поддержки. Поэтому тезис о том, что нужно отменять данные защитные механизмы, несостоятелен.
Мискарян также обратил внимание, что в списке инициаторов петиции есть участники, которые занимаются розничной торговлей запчастями. Одна компания импортирует сельхозтехнику.
"Это объясняет все. Мы, по сути дела, собрались и на месяц оторваны от своей работы по той простой причине, что небольшой пул компаний занимается отстаиванием своих интересов и информационно-политическим давлением в очередной раз", – заключил он.
По итогам дискуссии было принято предварительное решение об отказе в удовлетворении петиции.
*Окончательное решение будет принято в порядке и в срок, установленные статьей 90-6 Административного процедурно-процессуального кодекса РК.