Чиновникам в Казахстане запретили приобретать ряд импортных товаров при госзакупках. При этом в министерстве индустрии и инфраструктурного развития объяснили целесообразность данного моратория, передает LS.
По словам вице-министра ведомства Аманияза Ержанова, уже несколько лет на территории ЕАЭС применяется такое понятие, как изъятие из национального режима.
"Все эти годы наше бизнес-сообщество не обращалось и не пользовалось этими льготами. Буквально на прошлой неделе было принято постановление правительства по установлению изъятия из национального режима, в перечень которого вошли автомобили, трансформаторы и кабели. Оно предусматривает, что при осуществлении госзакупок для продукции машиностроения мы устанавливаем двухгодичное изъятие. При государственных закупках только будет закупаться отечественная продукция", - пояснил он
Ержанов отметил, что с соответствующим предложением выступили три ассоциации в Казахстане.
"Мы ожидаем в этих отраслях развитие наших предприятий. Кабельная продукция сегодня выросла до 80%. У нас имеется возможность по тем предприятиям, которые открыты в Караганде, Павлодаре, Атырау, реализовывать продукцию для прокладки опто-волоконной линии связи, которую сейчас прокладывают по всей стране. Ранее для этого закупалась импортная продукция и по трансформаторам и автомобилям. Есть у нас скептики, которые говорят, зачем нам сельскохозяйственное машиностроение развивать, когда можно купить импортную технику того же клаcса. Но, являясь аграрной страной и развивая сельское хозяйство, не иметь свое сельскохозяйственное машиностроение - это совершенно неправильно", - отметил вице-министр.
В кулуарах Ержанов пояснил, что госслужащие уже пересели на казахстанские автомобили KIA. При этом министры продолжают ездить на Mersedes.
"Нельзя подходить с иронией, что министры подъезжают на Mersedes. Эти машины давно куплены, им по 10-15 лет. На автомобили отечественной сборки мы пересели в 2016-2017 годах, когда начали реализовать индустриальную программу", - добавил вице-министр.
На вопрос о том, будут ли снижаться цены на отечественные авто, пока будет действовать запрет, Ержанов ответил отрицательно.
"При выпуске любой продукции есть расходы на производство, автокомпоненты, сырье. На все есть своя цена. И стоимость складывается из тех затрат. Цена будет ниже, когда локализация достигнет 50% из казахстанских компонентов. Это может занять от трех до пяти лет в зависимости от финансирования и условий, которые государство создаст для них", - резюмировал он.
Ранее сообщалось, что министерство финансов выявило нарушения при госзакупках на 191 млрд тенге. Кроме того, министерство индустрии и инфраструктурного развития вынесло на обсуждение законопоправки, исключающие приобретение чиновниками импортных изделий мебельной и легкой промышленности.
Ранее LS писал, что производители пожаловались, что в рамках тендеров учреждения выбирают чаще дешевую импортную мебель, и объемы госзаказа уходили мимо отечественных производителей. Чиновники ввели мораторий на госзакупки мебельной продукции и пообещали внести поправки в закон, защищающие отечественных производителей.