«В госпрограмме ФИИР есть много проектов, которых быть там не должно»

9 сентября 2014 года
В рамках программы ФИИР развитие получили непрофильные проекты, для которых существуют специальные программы. Как показал опыт реализации ГПФИИР-1, есть много проектов, которых не должно быть в этой программе. Например, туристические или проекты сельхозпереработки. Для них есть свои программы, в рамках которых они и будут реализовываться, и ГПФИИР не должна на них отвлекаться. Посмотрите, сколько в программе, которая должна быть индустриальной и инновационной, проектов не индустриальных. Отмечу также, что половина объема финансирования ГПФИИР пошла не по промышленному сектору, не на инновационные проекты, а в проекты транспортной инфраструктуры. И в том числе были расходы поддерживающего характера, как, например, субсидии на авиаперевозки. Что касается транспортного сектора, то почти весь огромный проект «Западная Европа-Западный Китай», весь включен в ГПФИИР. И соответственно, он не дает вклада непосредственно в рост обрабатывающей промышленности.  Учитывая все перечисленное,  нужно извлечь уроки для следующего периода реализации программы. Среди факторов, тормозящих реализацию программы ФИИР, отмечу дополнительную проработку законодательной и нормативной баз.Параллельно с реализацией программы приходилось прорабатывать инструменты государственной поддержки, и создавать условия для инвесторов. Программа ФИИР направлена на развитие инновационного сектора, под который создаются необходимые институты и инструменты. Создан СЭЗ «Парк Инновационных технологий», где разработана вся инфраструктура и теперь остается наполнение - создание условий, как для иностранных, так и внутренних инвесторов, удобная инвестиционная политика, меры господдержки. И все это вполне реализуемо. Учитывая, что программа фактически начала реализовываться  всего 4 года назад, с 2009 года, то сегодня пока сложно утверждать, что будут достигнуты все намеченные конечные результаты и цели. С начала запуска программы поставленные цели были достигнуты не полностью. К примеру, в  ГПФИИР предполагалось, что реальный рост ВВП к 2014 году составит где-то 38,4% по отношению к 2008 году. В номинальном выражении это 26 трлн тенге. По факту, по состоянию на 2012 год по тем же отчетам самого МИНТ, рост ВВП составлял порядка  22%. За оставшиеся полтора года до конца программы понятно, что поставленная высокая цель, скорее всего, не будет достигнута. Сразу поясню, что если к запланированному сроку достижения запланированных цифр не наблюдается, это не делает программу ФИИР бесполезной или не эффективной. Есть показатели, которые показали динамику роста. Например, увеличение производительности в обрабатывающем секторе и в снижении энергоемкости производства, где показатели были не просто достигнуты, но и перевыполнены. Шолпан Сапаргали, аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.