Как Нацбанк намерен вернуть доверие к финансовой системе

Казахстанским банкам предложили создавать «карты лояльности» для клиентов

16 ноября 2018 года

В Национальном банке признали, что банковский сектор страны зарегулирован. Начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешний коммуникаций регулятора Александр Терентьев предложил свое решение сложившейся ситуации, передает LS.

В ходе своего выступления в рамках VIII Конгресса финансистов, он высказал мнение, что банковский сектор страны, "действительно, достаточно сильно зарегулирован".

"Мы можем бесконечно продолжать работу по законодательному ограничению действий субъектов финансового рынка. В результате чего ужесточение регулирования без глубокого анализа регуляторного воздействия на рынок и его последующее развитие могут привести к тому, что банки перестанут кредитовать, от чего потеряют как сами финансовые институты, так и потребители. В связи с чем к вопросам выработки новых нормативов регулирования финансового сектора необходимо подходить очень аккуратно", - опасается он.

Терентьев также подчеркнул, что усилий одного регулятора недостаточно для того, чтобы повысить доверие к финансовому сектору.

"Мы предлагаем банкам проводить серьезную преддоговорную работу, создавать "карты лояльности" для клиентов, содержащие конкретные пути урегулирования ситуаций клиентов, повышать свою ответственность перед потребителем и финансовую грамотность. Очень многих проблем с неплатежами по кредитам можно было бы избежать, если бы банки еще на этапе предоставления услуги профессионально консультировали своих потенциальных заемщиков обо всех имеющихся рисках", - отметил представитель главного банка.  

Кроме этого, в ходе выступления он вспомнил о том, как на протяжении последних лет решались уже накопленные прошлые проблемы.

"Мы пытались догнать стремительно меняющуюся ситуацию на рынке. И теперь мы научились решать вопросы прошлых лет, и ищем правильные подходы к дальнейшему регулированию финансового сектора", - прокомментировал Терентьев. 

Он отметил, что характерным примером решения прошлых проблем с попыткой догнать меняющиеся условия является ситуация с ипотечным кредитованием.

"До наступления ипотечного кризиса казахстанская банковская система считалась одной из лучших в СНГ. С начала 2000-х годов сектор показывал динамичный рост в условиях снижения инфляции, удешевления зарубежного фондирования, роста экономики и доходов населения. На фоне благоприятных макроэкономических условий и роста депозитной базы банки значительно активизировали свою деятельность на кредитном рынке. В свою очередь, бурное развитие строительного рынка способствовало увеличению объема ипотечного кредитования населения. При этом значительная доля кредитов в то время выдавалась в иностранной валюте", - напомнил он.

Он подчеркнул, что экономическая ситуация изменилась, когда Казахстан, как и другие страны, ощутил влияние ипотечного кризиса.

"Снижение экономической активности в период с 2008 по 2014 годы и поступательное снижение курса тенге привели к тому, что значительная часть ипотечных заемщиков, и в первую очередь валютных, утратила возможность обслуживать свои долги перед банками", - отметил Терентьев.

Он добавил, что в апреле 2015 года в целях сохранения единственного жилья ипотечных заемщиков была утверждена программа рефинансирования ипотечных займов, получивших займы в период с 2004 по 2009 годы. При этом в марте текущего года в программу внесены поправки, предусматривающие рефинансирование валютных займов в целях оказания поддержки заемщикам, получившим займы до 1 января 2016 года. Терентьев уточнил, что в настоящее время фактически все валютные ипотечные займы физических лиц буду переведены в тенге.

По словам Терентьева, в настоящее время Нацбанк проводит работу по совершенствованию программы с целью разработки условий передачи жилища в аренду. Эти поправки предоставят заемщику возможность вернуть в свою собственность жилье путем его аренды у банка, которому, в свою очередь, жилье перешло в собственность в результате обращения на него взыскания.

"Сейчас подавляющее большинство обращений - это обращения по банковскому сектору. Необходимо обратить внимание, что из числа всех рассмотренных за пять лет обращений количество обоснованных жалоб составило всего около 2%. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть из них, по сути, является отголосками проблем прошлых лет и связана с неспособностью обслуживать старые займы", - резюмировал он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.