Как Нацбанк намерен вернуть доверие к финансовой системе

Казахстанским банкам предложили создавать «карты лояльности» для клиентов

16 ноября 2018 года

В Национальном банке признали, что банковский сектор страны зарегулирован. Начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешний коммуникаций регулятора Александр Терентьев предложил свое решение сложившейся ситуации, передает LS.

В ходе своего выступления в рамках VIII Конгресса финансистов, он высказал мнение, что банковский сектор страны, "действительно, достаточно сильно зарегулирован".

"Мы можем бесконечно продолжать работу по законодательному ограничению действий субъектов финансового рынка. В результате чего ужесточение регулирования без глубокого анализа регуляторного воздействия на рынок и его последующее развитие могут привести к тому, что банки перестанут кредитовать, от чего потеряют как сами финансовые институты, так и потребители. В связи с чем к вопросам выработки новых нормативов регулирования финансового сектора необходимо подходить очень аккуратно", - опасается он.

Терентьев также подчеркнул, что усилий одного регулятора недостаточно для того, чтобы повысить доверие к финансовому сектору.

"Мы предлагаем банкам проводить серьезную преддоговорную работу, создавать "карты лояльности" для клиентов, содержащие конкретные пути урегулирования ситуаций клиентов, повышать свою ответственность перед потребителем и финансовую грамотность. Очень многих проблем с неплатежами по кредитам можно было бы избежать, если бы банки еще на этапе предоставления услуги профессионально консультировали своих потенциальных заемщиков обо всех имеющихся рисках", - отметил представитель главного банка.  

Кроме этого, в ходе выступления он вспомнил о том, как на протяжении последних лет решались уже накопленные прошлые проблемы.

"Мы пытались догнать стремительно меняющуюся ситуацию на рынке. И теперь мы научились решать вопросы прошлых лет, и ищем правильные подходы к дальнейшему регулированию финансового сектора", - прокомментировал Терентьев. 

Он отметил, что характерным примером решения прошлых проблем с попыткой догнать меняющиеся условия является ситуация с ипотечным кредитованием.

"До наступления ипотечного кризиса казахстанская банковская система считалась одной из лучших в СНГ. С начала 2000-х годов сектор показывал динамичный рост в условиях снижения инфляции, удешевления зарубежного фондирования, роста экономики и доходов населения. На фоне благоприятных макроэкономических условий и роста депозитной базы банки значительно активизировали свою деятельность на кредитном рынке. В свою очередь, бурное развитие строительного рынка способствовало увеличению объема ипотечного кредитования населения. При этом значительная доля кредитов в то время выдавалась в иностранной валюте", - напомнил он.

Он подчеркнул, что экономическая ситуация изменилась, когда Казахстан, как и другие страны, ощутил влияние ипотечного кризиса.

"Снижение экономической активности в период с 2008 по 2014 годы и поступательное снижение курса тенге привели к тому, что значительная часть ипотечных заемщиков, и в первую очередь валютных, утратила возможность обслуживать свои долги перед банками", - отметил Терентьев.

Он добавил, что в апреле 2015 года в целях сохранения единственного жилья ипотечных заемщиков была утверждена программа рефинансирования ипотечных займов, получивших займы в период с 2004 по 2009 годы. При этом в марте текущего года в программу внесены поправки, предусматривающие рефинансирование валютных займов в целях оказания поддержки заемщикам, получившим займы до 1 января 2016 года. Терентьев уточнил, что в настоящее время фактически все валютные ипотечные займы физических лиц буду переведены в тенге.

По словам Терентьева, в настоящее время Нацбанк проводит работу по совершенствованию программы с целью разработки условий передачи жилища в аренду. Эти поправки предоставят заемщику возможность вернуть в свою собственность жилье путем его аренды у банка, которому, в свою очередь, жилье перешло в собственность в результате обращения на него взыскания.

"Сейчас подавляющее большинство обращений - это обращения по банковскому сектору. Необходимо обратить внимание, что из числа всех рассмотренных за пять лет обращений количество обоснованных жалоб составило всего около 2%. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть из них, по сути, является отголосками проблем прошлых лет и связана с неспособностью обслуживать старые займы", - резюмировал он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Строят без разрешений и документов: сотни нарушений выявлены по стране
сегодня
Тенге сквозь кризисы: от первых шагов к свободно плавающему курсу. Видеоинфографика
сегодня
Fitch подтвердило рейтинг «BBB» Казахстанского фонда устойчивости
сегодня
Электронная прописка в Астане: система будет проверять родство и данные о недвижимости
сегодня
Жаңа жылдан бастап зейнетақы аударымдарына өзгерістер енгізіледі
сегодня
Купил сегодня – заплатишь завтра: рынок рассрочки хотят взять под контроль
сегодня
Генпрокурор рассказал, как мошенники оформляют на казахстанцев кредиты без биометрии
сегодня
Недобросовестных недропользователей предлагают лишать права на добычу до пяти лет
сегодня
Тарифы на паузе: МНЭ рассказало, когда начнется повышение
сегодня
С 2026 года в Казахстане изменятся правила пенсионных отчислений
сегодня
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.